Posted 11 ноября 2022,, 08:09

Published 11 ноября 2022,, 08:09

Modified 7 марта, 11:54

Updated 7 марта, 11:54

«Морской паук»: в Германии создан охотник на торпеды

11 ноября 2022, 08:09
Немецкая компания разработала перехватчик, который будет защищать корабли от торпедных атак

Александр Сычев

Atlas Elektronik, дочерняя компания немецкой корпорации ThyssenKrupp Marine Systems, представила противоторпеду SeaSpider («Морской паук»). Она предназначена для перехвата атакующих торпед противника.

Современное торпедное вооружение надводных кораблей и подводных лодок становится все более совершенным и умным. Тяжелые торпеды различаются не только по размерам, но также по типу силовых установок, конфигурации датчиков, а также по способам наведения. В последние годы торпеды поставили новые рекорды по дальности стрельбы и скорости передвижения в воде. Цифровые гидролокаторы самонаведения обеспечивают высокую способность обнаруживать и локализовать цели, устойчивы к помехам.

То ли дело были времена, когда от встречи с торпедой удавалось уклониться с помощью маневра. Главное было вовремя заметить торпеду. Сегодня маневр уже не спасает. Торпеды научили буквально гоняться за жертвой. Даже если при первом заходе на цель в нее не удалось попасть, торпеда развернется и предпримет новую попытку. Против такой настойчивости и целеустремленности трудно выстоять.

Даже постановка помех уже не гарантирует безопасности. «Ложные цели становятся все более неэффективными против торпед, способных развернуться и снова атаковать корабль, — говорит Йоханнес Петерс, военно-морской аналитик из Кильского университета (Германия). – Торпеды больше не являются простым оружием с ударным взрывателем. Многие взрываются под кораблем, подбрасывают их и таким образом разламывают корпус».

Поэтому в начале века в компании Atlas Elektronik задумались над созданием перехватчика торпед, если уж их становится все труднее обмануть и тем более убежать от них. Так появилась противоторпеда Sea Spider, первые испытания которой провели в Балтийском море в 2019 году. Противниками выставили две торпеды, использующие в своей работе разные принципы наведения. «Паук» перехватил их.

В том же году канадское отделение Atlas Elektronik договорилась с местной Magellan Aerospace Corporation о сотрудничестве. Канадцы занялись проектированием и разработкой нового подводного ракетного двигателя, а также боеголовки торпеды. Но работы по совместной программе стоимостью 19 млн канадских долларов начались лишь в январе нынешнего года, а завершиться должны в следующем.

Нынешний вариант Sea Spider представляет собой аппарат стандартной сигаровидной формы длиной около двух метров и диаметром 21 сантиметр.

Корпус разделен на четыре отсека: задний (сведения о нем строго засекречены), где расположено сопло и рули; твердотопливный реактивный двигатель, блок боеголовки и отсек наведения. Здесь разместилась система самонаведения, построенная на основе гидролокатора, инерциальный измерительный блок и высокопроизводительный компьютер.

Сверхдавление, создаваемое в камере сгорания, преобразуется в заднем отсеке в тягу, благодаря выходу газов через сопло. Скорость движения антиторпеды засекречена.

Цифровой сонар работает в пассивном и активном режимах, прослушивая и прощупывая морские глубины. Компьютер анализирует получаемые сигналы, отсеивает помехи, создаваемые волнами и кораблями, рассчитывает положение атакующей торпеды, вычисляя точку перехвата. Работу антиторпеды немецкие конструкторы постарались построить так, по их словам, чтобы она не зависела от способов наведения атакующих торпед и используемых на них двигательных установок.

Частоты обнаружения не раскрываются. В рекламных материалах компании лишь сказано, что «частоты, в которой работает активная головка самонаведения, были выбрана таким образом, чтобы оптимально обнаруживать торпеды с наведением по волновому следу корабля и отсеивать помехи, исходящие от других объектов». В общем, в компании стараются убедить, что «Морской паук» практически всеяден.

Антиторпеда размещается в контейнере, который служит и для транспортировки, и для ее запуска, что позволяет быть в постоянной боеготовности. В настоящее время в компании разрабатывают пусковую паллету, содержащую несколько контейнеров с торпедами. Это существенно повысит обороноспособность кораблей.

Система работает следующим образом. Сонар корабля прослушивает морские глубины. Все звуки и параметры колебаний воды передаются на бортовую станцию, где они анализируются, и при появлении сигналов, характерных для торпед, соответствующие данные направляются в компьютер противоторпеды. От фиксации сигналов до запуска Sea Spider проходят секунды. Дальше уже компьютер «Морского паука» уточняет меняющееся положение торпеды и идет на перехват.

Надводный вариант Sea Spider предлагается устанавливать на борту фрегатов, а также корветов и морских патрульных судов. Начать производство версии для установки на надводных кораблях планируется в 2025 году, а через несколько лет появится вариант для подводных лодок.