Крипта правду вывезет: почему биткоин рекордно рухнул

10 ноября 2022, 15:10
Биткоин за один день подешевел почти на 10%, его курс рухнул до 16 тыс долларов. Высокорискованная цифровая валюта начнет восстановится только к весне 2023 года. Такой прогноз дает автор первого в России законопроекта о легализации майнинга, депутат Госдумы Антон Ткачев.

Екатерина Максимова

Парламентарий уверен, что законно майнить в России можно будет начинать уже в декабре, а вот расплачиваться биткоином за помидоры на рынке россияне смогут не скоро.

-Курс биткоина, одной из самых сильных криптовалют, за считанные часы обвалился до двухлетнего минимума. Что произошло с цифровой валютой? Связано ли это только с тем, что рухнула криптобиржа FTX?

-Криптовалюты - это вообще очень волатильный рынок. Отчасти да, это связано со столкновением двух крупных конкурентов: площадку FTX, курс токена на которой обвалился почти в шесть раз, поглотила криптобиржа Binance.

Это событие, безусловно, повлияло на курс, но на самом деле с учетом большого объема инвестиций в криптовалюту данный рынок стал сравним с тем же фондовым международным рынком. И он также может быстро отреагировать в связи с происшествием в той или иной компании, чьи акции торгуются на этом рынке. И если говорить про обвал биткоина 8 ноября, то таким маятником, который дал сбой на всем крипторынке, стало это нашумевшее поглощение.

Похожая история, кстати, была с крупной криптобиржей Celsius. Она была присоединена к криптобанку, где были заморожены активы вкладчиков. Доверие вкладчиков к этой платформе было подорвано. В этот раз ликвидности лишилась FTX, у которой начался обвал цены ее собственного токена и Binance купила эту площадку.

Вывод тут простой: рост криптовалюты зависит не от отдельных событий на рынке, а прежде всего от доверия клиентов к конкретным видам крипты. К таким криптовалютам, как биткоин, Ethereum, например, доверие повышено. Тот же биткоин - такая доверительная валюта, которая не даст сбой, быстро не скомнается, не упадет. "Биток" похож на тот же Tether, который привязан к национальной валюте. И на разных биржах стоимость биткоина почти одинаковая, поэтому им и пользуются.

А площадки, которые выпускали собственные токены и обвалились, то это обвалились именно их бизнес-проекты.

-А чем такие облачные площадки вообще подкрепляются?

-Исключительно натуральными активами самой компании. Есть, безусловно, общий технологический контур. Например, фондовая биржа NASDAQ, где те же проекты и криптовалюты также упали. Это обычная рыночная история.

Да, легко создать криптопирамиду, так называемый криптохайп. И спекулянты за счет новых видов криптовалют (а существует почти 4,5 тыс. видов крипты) могут достаточно быстро поймать "иксы" (получить быструю прибыль, - прим. ред.) и вывести деньги, но доверия к таким криптовалютам крайне низкое.

Если посмотреть аналоговую часть капитализации той или иной криптовалюты, то ее можно сравнить с такими активами, как золото, серебро и другие драгметаллы. По факту драгметаллы имеют высокую стоимость только потому, что им доверяют.

Например, в Венесуэле легализовали криптовалюту. Это был сигнал для рынка - биткоин пошел вверх. В Китае запретили майнить - рынок видит, что этот сектор в КНР зажимают, отчего интерес и доверие к крипте падает. То есть это обычные каноны фондового рынка. И на сегодняшний день волатильность криптовалюты, основных ее видов, в принципе сопоставима с волатильностью более привычных нам валют на рынке.

-Трудно представить, что вот так за сутки полностью рухнула, к примеру, Мосбиржа…

- Мосбиржа все же локализована на территории в РФ, а мы говорим про международную децентрализацию. Когда условно Мосбиржу контролируют власти РФ и она работает по российским законам, это одно, а когда крипта децентрализована и везде по-разному регулируется, это совсем другое. В этом на самом деле есть и преимущество: не так просто "снести" биржу децентрализованного, "облачного" типа. Но, с другой стороны, наши клиенты, то есть люди с российским гражданством, в условиях санкций, например, могут потерять на бирже свой капитал, вложенный в криптовалюту.

-Вы первый человек в России, который предложил узаконить в нашей стране майнинг, но ваш законопроект был отклонен. При этом глава Минфина Силуанов заявил, что за криптой будущее, а Центробанк, напротив, ярый противник цифровых денег.

-Да, в российском правительстве сложились два лагеря: один "за", второй "против". Поддержка была получена от Минфина, ФНС, силовых структур. Минфин и ФНС - это, естественно, налоги. У силовых структур свой интерес: не допустить "криптовалютного" финансирования террористических организаций, взять криптопотоки под контроль.

Если мы возьмем опыт Ирана, то легализация майнинга дала стране возможность дополнительно зарабатывать в год около миллиарда долларов. И соответственно этот миллиард долларов направляется и в социалку, и в нефтегазовый сектор, и в финтех, который они сейчас активно развивают. И ряд наших правительственных органов, ряд ФОИВов дали положительные отзывы на мой законопроект. Да, со своими корректировками, но это были положительные отзывы. В Минэкономразвития понимают, что это новые поступления в бюджет, за счет которых можно развиваться.

-Но вопрос же не закрыт окончательно, ваш законопроект после доработок вновь будет вынесен на обсуждение?

-Это будет уже не мой авторский законопроект, но я войду в состав авторов. Документ пополнился новыми новеллами, которым я симпатизирую. Они сейчас в закрытых кругах обсуждаются, рассматриваются. И бизнес-сообществом в том числе. И этот документ, скорее всего, будет поддержан правительством. Не питаю звездных надежд, что должен стать первым, кто написал, создал законопроект, я за то, чтобы у рынка появились условия для развития и понятные правила игры.

И надеюсь, уже к декабрю мы сможем узаконить в России майнинг. С ним проще, он все же похож на натуральную экономику.

-Это будет эксперимент в масштабах всей страны?

-Майнить легально в России, скорее всего, можно будет только в регионах, в которых есть энергетический профицит. Потому что, во-первых, странно увеличивать нагрузку на инфраструктуру там, где итак есть проблемы. Во-вторых, там, где есть профицит энергии, там и электричество стоит дешевле.

-Начнем с того, что в России очень мало таких регионов.

-Да, согласен. Но опять же - не так страшен зверь, как его рисуют. И надо посмотреть, как этот "зверь" может себя вести в этих условиях.

Тут главнее, что нововведение, как я понимаю, все-таки должно запускаться в экспериментально-правовом режиме. Ряд законопроектов и правительственных актов могут не регулировать предпринимательскую деятельность в виде майнинга, чтобы просто не помешать и дать предпринимателям некую свободу. Но с другой стороны были бы рычаги воздействия на нелегальный майнинг. К примеру, ФТС должна отрегулировать декларирование ввозимого для майнинга оборудования.

Сейчас его завозят под видом чайников, кто-то на таможне утверждает, что это микроволновки, потому что тяжело в рамках нынешнего законодательства объяснить, что такое майнинговая машина. Это же серверный процессор, дата-центр итд.

А в страну на волне всплеска интереса к этой сфере было завезено много оборудования. И я лично знаю ряд крупных компаний, которые старались это сделать "вбелую" и даже платить налоги в формате 3НДФЛ. Даже больше скажу: через карту Сбера можно пополнить некоторые криптобиржи. У нас точечное регулирование коммерческим рынком все-таки есть, но вот законов нет. И тут такая развилка: хочешь спать спокойно, вроде бы делать по-белому, но ты в такой серой зоне. Вроде тебе и не запрещают, но и не говорят, что можно. И люди в непонятном психологическом балансе: можно ли этим заниматься и вкладывать туда деньги.

-Но второй лагерь "против" любых новелл. Вы считаете, что к декабрю сможете убедить в необходимости легализации майнинга Эльвиру Набиуллину?

-Если мы говорим про легализацию крипты, то главная цель Центробанка - не поразить экономику России, не ослабить рубль из-за того, что появился альтернативный источник валюты. Регулятор действует правильно, потому что не понимает какими будут объемы криптовалюты, в каких нишах крипта будет использоваться.

Вспомним опять же Венесуэлу. Они легализовали крипту, на мой взгляд, неправильно. У них там условно помидоры можно было покупать на рынке за крипту. И они дошли до того, что их финансовая система просто рухнула.

А вот в Иране другая ситуация. Там этот рынок полностью находится под контролем их Центробанка и таможенной службы.

Что касается России, то у нас это может быть запущено только в рамках экспериментально-правового режима. То есть государство выделит ряд экономических регуляторов и гильотин, которые будут за этим процессом следить. И если надо, то ограничивать. Каждый год смотреть, оценивать, где государство теряет, а где зарабатывает. И этими бегунками, условно говоря, регулировать ситуацию.

Я криптоанархист - за все свободное и чтобы развивалось, но в данном случае согласен, что надо проявить осторожность. Если мы сейчас разрешим криптовалютой свободно пользоваться и обменники понаоткрываем, то мы можем просто потерять контроль над нашей финансовой системой, поразить ее.

-А вы вообще за то, чтобы регулятор смирился не только с законностью майнинга в стране, но и использовал высокорискованную криптовалюту на фондовом рынке?

-Если мы начнем делать инфраструктурные проекты цифрового формата, биржи создавать, дата-центры, которые будут обслуживать эти транзакции, то почему бы и нет. Золото же у нас скупает Центробанк, пусть и криптовалюту, если мы ее легализуем, скупает. Другое дело, что сейчас все очень непредсказуемо. И нашу инфраструктуру в связи с санкциями могут просто забанить, хакнуть. И доверия большого к этой инфраструктуре, к сожалению, не будет. Это все-таки международный рынок.

А что касается легализации майнинга… К сожалению, тот же Казахстан сделал это раньше нас. Да, у них одно время была проблема с высокой ставкой налога на майнинг, чем они подбили немножко рынок, но быстро среагировали и убрали эту норму.

На сегодняшний день европейские и американские дата-центры, целые пулы, у которых сложности со стоимостью на энергоносители, что, кстати, сильно снижает ликвидность этого бизнеса, ищут - куда бы можно было перенести производство. Для Европы ближайшее место - это Россия.

И наша задача на сегодняшний день постараться сделать так, чтобы эти пулы перешли к нам. У нас есть ряд и своих крупных компаний, которые создают собственный майнинг и уже стали монополистами. И все мы понимаем, что люди, которые монополизируют эту историю, имеют большие ресурсы и они все с правительством, государством умеют договариваться.

-А в состоянии российский бизнес в перспективе создавать собственные криптобиржи? И при этом, надо понимать, что государство на них влиять не сможет.

-Не сможет, это все так. А по созданию своих бирж, тут какая ситуация. У нас в стране достаточно большое количество венчурных инвесторов сидят на "мешках с деньгами", потому что с начала СВО таким инвесторам затруднительно идти в международный бизнес.

Либо зайдут зарубежные компании - тот же Исламский мир, Дубай, Турция. Разрешим мы Турции, к примеру, зайти, в любом случае это будет коммерческая компания, которая обязана работать в рамках закона РФ. Это такой же рынок, только с цифровой оболочкой. И понятно, что доверие будет расти только к тем криптобиржам, которые будут максимально приближены к натуральным активам. То, о чем я говорил выше.

-Давайте вернемся к курсу биткоина после такого стремительного обвала. Рубль, доллар и евро во так - в разы - никогда не падали.

-Вспомните доллар, который то поднимался, то резко опускался. Вспомните евро, который всегда был дороже валюты США, а потом сравнялся с долларом и даже в моменте был дешевле.

Если бы знал стопроцентный прогноз, то, наверное, не был бы депутатом, а уже вложился в биткоин и зарабатывал большие деньги.

Но если посмотреть на общий график биткоина, то в любом случае сейчас такой период криптозимы, когда он опускается. И если анализировать прошлые циклы, то было тоже самое. Вопрос - с какой отметки биткоин падал вниз. Он поднимается и потом отскакивает вниз - это вполне нормальная история. Сейчас биткоин уже находится на условном зимнем дне и я думаю, что к концу года он еще на 10-15% может упасть.

И это не потому, что Binance поглотила FTX. Нет, это общее настроение рынка, которое зависит прежде всего от инвесторов. От "быков" и "медведей", которые владеют большим капиталом в криптовалюте.

Помните, как было с Tesla, когда Илон Маск сказал: покупайте ее за биткоины. И до чего тогда поднялся биток. А потом он сказал, что не будет продавать за биткоины, скинул свои криптоактивы и вышел в кэш. Естественно, биткоин тогда упал. Вот только один простейший пример, как крупный игрок, одна компания могла повлиять на курс. То же самое он мог бы сделать на классическом рынке акций. Ровно такая же спекуляция.

Что касается моего прогноза, который, естественно, не имеет под собой технического анализа, это больше политическо-экономический взгляд, то в любом случае к февралю-марту курс стабилизируется. По крайней мере вернется к той отметке, которая была сейчас. Немного просядет и вернется на 17-18 тыс долларов.

А уже где-то к апрелю-маю-июню, возможно, биткоин начнет подрастать. Если ряд государств, включая Россию, легализует, а не зарегулирует процесс, то биток, естественно, подскочит.

И я думаю, где-то к сентябрю 2023 года курс пойдет вверх и может дойти до отметки 30 тысяч долларов. При условии, опять же, консолидированного восприятия криптовалюты. Консолидировано - это самое важное. При децентрализации, к сожалению, криптовалюта будет опять баластиться.

#Интервью
Подпишитесь