Posted 8 ноября 2022, 09:28
Published 8 ноября 2022, 09:28
Modified 7 марта, 11:55
Updated 7 марта, 11:55
Кемеровский активист и журналист Андрей Герман несказанно удивился английскому опыту сбережения исторического наследия, которого в России никогда не было, и, вероятно, не будет:
«Простые факты про одну английскую деревню. Для меня эти факты кажутся немыслимыми. Правда, я искренне не понимаю, как такое возможно. Даже приблизительно не понимаю. У нас же отсутствует такое в принципе. Я как-то по поводу сохранения некоторых объектов разговаривал с чиновницей и она мне сказала, что тут сохранять, это же не 16 век какой-то. А я ей говорил, что как у нас что-то появится настолько древнее, если мы не позволяем чему-то сохранится даже в периоде менее ста лет.
Домик в английской деревне Стентон. Деревня находится в зоне выдающейся природной красоты, которая является охраняемым ландшафтом. Сам домик 17 века на трёх хозяев. Ремонтировался в 18 веке и в 1922 году. В основном в деревне дома возрастом 400 лет. Сегодня в деревне меньше 200 жителей. В средневековье было 60 дворов и 300 жителей. Деревня очень древняя. Первое упоминание 1086 года. Учёт священников деревенской церкви ведётся с 1269 года. Удивительно, что деревня не пряничная. Живут обычные люди. В деревне есть только один паб, где проводят время жители. И есть небольшая гостиница. Туристы, конечно, посещают деревню, но нет автобусов и толп туристов. Как раз, наверное, что это не пряничная старина. Лично меня всегда удивляет существование таких объектов.
Как это удается? Мы не можем сохранить в Кемерово самый старый дом, в котором организовывали школу, не можем сохранить витражи советского времени, а здесь видим тысячелетние объекты, на территории, где тысячи лет воевали. У нас даже невозможно, наверное, найти магазин или булочную, которая бы просуществовала 30 лет на одном месте…»
Журналист Татьяна Зильбер, живущая в Англии, пояснила, как это получается:
«В общем-то все старинные дома на учёте, и они ранжируются по степени древности (исторической) и ценности (культурологической). Так что им не дают, что ли, реально разрушиться. Их постоянно укрепляют и реставрируют. Владельцы, конечно, по инструкциям специалистов. Государственный архитектурный контроль очень строгий. Но менее ценные старинные помещения типа амбаров разных и фермерский хозяйственных построек разрешено конвертировать. Не разрушая фасады, создавать внутри комфортабельное жильё. Это очень стильно и весьма дорого. Все старинное ценится гораздо выше, чем новое. В Англии нередко можно услышать - that ugly new building - отвратительное новое здание.
Да, и в каждой деревне обязательно есть церковь, и она, конечно, старинная. Заложенная в 12-13 веках и постепенно подновляемая в разной степени. Бывают и нормандские башни, затем к ним пристраивают раннюю готику, затем позднеготические могут быть детали и т.д. Церкви ухожены, в каждой - локальная история, имена, события - всё бережно хранится. Часто имена приходских священников - списком на стене, начиная с какого-нибудь 1267 года и без перерывов до сегодняшнего приста. Как правило, церковь украшена живыми цветами из садов прихожан…»
Читатели в своих комментариях попытались понять, в чем же здесь разница?
- Меня тоже это всегда удивляло. В любой стране Европы есть много даже полуразрушенных построек, которые не сносят по разным причинам: не могут найти хозяев, памятник старины. И это придает изюминку городу. Но у нас не очень принято что - то сохранять
- Это следствие. А главное - многовековая культура политическая, социальная, общежительная, культура потребления, культура частной собственности, образование и воспитание в духе определенных исторически (т.е. естественно) сложившихся традиций. Меня более всего удивила в свое время существовавшая в английской деревне еще и в 18 веке жизнь церковного прихода, в котором милорд и сельчане сообща решают проблемы: помощь обедневшей семье, потерявшей кормильца, обязательное обучение грамоте детей, благотворительность
- Может быть ещё важный фактор, что в России регионы рассматривались как колонии. Отношение у чиновника/воеводы всегда было не как к родному месту.
Впрочем, некоторые читатели попытались оправдать такой положение дел:
- Ответ из русской поговорки: «Что имеем - не храним!» А потом, там кирпич или камень, а у нас - сосна, в лучшем случае лиственница! Впрочем, недавно в Новосибирске снесли с десяток деревянных домов на Инской улице, домам больше 100 лет. Бревна как новые…
- Кое-что про сохранность могу сказать по моим наблюдениям последние 3 лет в городе Тихвине. Климат — дрянь. Долгая сырая темная осень. Не лучшие условия для дерева. За эти тридцать пять лет подавляющее большинство деревянных домов, интересных с исторической точки зрения, безвозвратно утеряны. Вместо некоторых построено нечто ужасное. Где-то просто пустыри.
Но вот новые хозяева жизни делают «реконструкцию» шлюза через Тихвинку. Строят практически новый деревянный шлюз и мост. Берут сырую сосну/ель. Ну и как обрабатывают дерево против гниения? Практически никак. Берут самые дешевые составы. Которые окрашивают древесину в розовый цвет, но толку от них примерно ноль. Покрывают готовый шлюз дешевыми покрытиями. Результат? Через три-четыре года древесина сгнивает настолько, что нужно опять делать ремонт…
Однако, эти аргументы совершенно не работают. И вот почему: любой путешествующий по России в изобилии видит руины старых усадеб или древние беспризорные храмы в селах и маленьких городах, которые разваливаются буквально на глазах, хотя построены они отнюдь не из дерева. На их судьбу плевать всем, в том числе, и чиновникам, и кичащейся своей приверженностью традициям РПЦ. Не говоря уж о простых людях. Так что дело не в дереве. Об этом тоже многое говорится в комментариях:
- Главное, что у нас нет геев и этих навязанных западных ценностей, чуждых русскому человеку. Традиции - это не то, о чем говорят по телевизору. Это внутреннее состояние людей, живущих вместе с этими традициями. И так повсюду в Англии. Я была там в маленьких деревушках, где люди с гордостью сохраняют и говорят о каждом камешке и брёвнышке…
- Это культура оседлого земледелия и долгоживущие материалы строительства.
В России исконно было подсечное земледелие, несколько лет эксплуатировали кусок земли, потом переходили на новый участок. Даже мусор за собой нет смысла забирать, на этот участок ни внуки не правнуки не вернутся. Такое кочевое земледелие Северной Руси.
Основное строительство на Руси - деревянное срок жизни 50-100 лет. Ремонтировать старые избы нет смысла, в разы проще новую поставить, благо с материалом проблем не было. Екатерина II устроила городскую реформу: запретила строить административные здания из дерева и выделяла субсидии на кирпичные заводы.
Люди тысячу лет жили в культуре, где ценности не накапливались - мы на 70-90% потомки крестьян, а общинный уклад не давал прав на землю и доходы распределял по потребностям (по ртам).
Культура всегда эхо опыта предыдущих поколений.