«Задержки грузов из КНР, поставляемых в Россию по железной дороге и по морю, в этом году настолько велики, что оформить покупку нужно в ближайшую неделю. Иначе груз не успеют доставить до Нового года», — рассказал представитель транспортно-логистической компании Novelco в беседе с «Ведомостями».
Аналогичную информацию подтвердили изданию в пяти других компаниях. Чаще всего россияне приобретают в китайских интернет-магазинах парфюмерию, одежду и электронику. По мнению управляющего директора НРА Сергея Гришина, до праздников ажиотаж будет только нарастать.
При этом сроки доставки товаров из Поднебесной уже возросли на 20–30%. К росту задержек привели загруженность портовых терминалов на Дальнем Востоке и низкая скорость вывоза контейнеров, что связано с нехваткой ж/д платформ. Гендиректор Novelco Григорий Григорьев отметил, что некоторые корабли стоят на рейдах в портах Дальнего Востока в течение месяца. Он также рассказал о заметном перераспределении закупок в сторону Китая и других стран Юго-восточной Азии, что способствует загруженности направлений.
Проблемы логистики также объясняются перебоями в работе ж/д сообщения в Китае. Это связано с ухудшением эпидемиологической ситуации в стране, о чем рассказал руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша. В РЖД уточнили, что объемы погрузки импортных грузов в контейнерах из портов Дальнего Востока возросли на 20% по сравнению с прошлым годом. Это привело к дисбалансу между прибывающими и убывающими платформами. В РЖД предполагают, что до конца года дисбаланс между импортом и экспортом будет только расти.
Руководитель отдела закупок Stalogistic Александра Иванова считает, что сроки ожидания отправки грузов по ж/д связано с приоритетом отгрузки леса и угля. По ее мнению, в середине ноября возникнет «острый дефицит мест» на поездах, которые направляются из основных станций Китая. Эксперт ожидает, что ситуация нормализуется только в феврале.
Самым быстрым способом доставки грузов остается воздушный путь, но прямое сообщение грузовых авиарейсов между Москвой и Пекином прервано.
«Пока нет разрешения российской стороны на следование грузов из Пекина в Москву авиатранспортом», — объяснил Григорьев (цитата по Forbes), по словам которого доставка из Китая грузовыми самолетами будет занимать 3-4 дня.
При этом у официальных продавцов не возникло проблем с поставками к Новому году. Об этом заявил руководитель «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
«Но сейчас все более значительную долю обеспечивает схема параллельного импорта, которую осуществляют преимущественно представители малого и среднего бизнеса», — отметил Бурмистров.
По его мнению, ситуация может обернуться срывами сроков доставки товаров, риски чего существенно возросли.