Posted 7 ноября 2022, 08:37

Published 7 ноября 2022, 08:37

Modified 7 марта, 11:55

Updated 7 марта, 11:55

Безопасность – на кон: Швеция впервые за сотни лет включается в гонку вооружений

7 ноября 2022, 08:37
В самом начале года шведское правительство обратилось к главнокомандующему вооруженными силами страны с просьбой подготовить доклад о том, какие изменения следует внести в планы строительства армии, авиации и флота с 2024 по 2035 год, чтобы соответствовать возникающим угрозам. На днях Микаэль Бюден обнародовал ответ.

Александр Сычев

Главными факторами, на которые по мнению военных предстоит реагировать вооруженным силам, остается Россия. Ну, тут ничего нового. Нашу страну шведские военные считают главным своим врагом со времен поражения короля Карла XII под Полтавой. Правда, о делах прошлых они, естественно, в руководящем документе не упоминают. Но помянули Украину, события в которой якобы свидетельствуют о возрастающей и неотвратимой угрозе Стокгольму.

Но главным лейтмотивом в докладе, все же, стало ожидаемое вступление Швеции в Североатлантический альянс. Эта тема вообще не сходит с уст шведских политиков, которые щедро раздают своим будущим партнерам дорогостоящие авансы. Всех превзошел во время недавнего визита в Финляндию новый премьер-министр, консерватор Ульф Кристерссон, возглавивший Швецию несколько недель назад. От чрезмерного рвения он даже намекнул, что не исключает возможности размещения на территории страны атомного оружия США.

Таким образом Стокгольм готов предать очередной основной элемент многолетней политики страны, которой все правительства Швеции придерживались с 1970 года, ратифицировав Договор о нераспространении ядерного оружия. Предыдущее социал-демократическое правительство предало принцип неучастия страны в военных альянсах, подав в мае заявку на вступление в НАТО. Но тогда Стокгольм поставил условием вступления согласие будущего союзников с «односторонней оговоркой против размещения ядерного оружия и постоянных баз на территории Швеции».

Новые власти, новые предпочтения, ведущие к серьезным новым рискам, о которых шведам не рассказывают. В свое время шведское правительство отказалось от собственного, уже практически созданного ядерного оружия, посчитав, что оно не укрепит безопасность страны, а наоборот будет способствовать вовлечению страны в вооруженный конфликт в Европе и нанесению упреждающего удара со стороны Советского Союза. Сегодня этот вывод шведских политиков 70-х годов подвергают ревизии и тем самым выводят страну в первый ряд угроз для безопасности России.

Правда, в докладе главнокомандующего Бюдена атомные мечты нового коалиционного правительства Швеции пока не нашли своего отражения. Их оставили за скобками до момента принятия страны в члены НАТО. Пока же предлагается укрепить вооруженные силы, которые сегодня насчитывают около 30 тыс. военнослужащих и увязать их с НАТО.

Наиболее существенные перемены ожидают военно-морские силы. В частности, главнокомандующий предлагает строить тяжелые корветы, которые должны стать больше нынешнего класса Visby, иметь более мощное вооружение и быть приспособлены к работе в составе постоянных морских групп НАТО и довести их количество с нынешних семи до одиннадцати. Новые корветы должны получить более дальнобойные средства противовоздушной обороны. Это также позволит им влиться в Интегрированную противовоздушную и противоракетную оборону блока (IAMD).

Аналогично при проектировании новых тральщиков, которые после 2035 года должны заменить нынешние корабли классов Koster и Spårö, будет учитываться требование слаженности действий с постоянными противоминными группами НАТО. Количество тральщиков и постановщиков мин шведские военные предлагают увеличить, чтобы иметь возможность блокировать российский балтийский флот.

Военные предлагают также укрепить подводный флот Швеции. В настоящее время на верфях компании SAAB-Kockums достраиваются две субмарины класса A26 Blekinge. Их должны были сдать ВМС в нынешнем году, но из-за ссоры с немецкими владельцами и процедуры возврата компании в шведскую собственность, сроки несколько сдвинулись.

Эти подлодки оснащены воздухонезависимой силовой установкой Стирлинга и технологией GHOST (Genuine HOlistic STealth), что делает их чрезвычайно тихими. Срок автономного плавания доведен до 45 дней, а рабочая глубина – до 200 метров. Новая подводная лодка сможет даже выходить в океан. Основное вооружение – торпеды. A26 Blekinge выдерживает значительные ударные нагрузки от подводных взрывов и может через торпедные аппараты запускать и принимать на борт транспортные средства.

Похоже теперь двумя лодками эта серия и ограничится. Теперь нынешние лодки класса Gotland военные хотят заменить субмаринами, обозначаемыми в секретных документах как Ubåt-2030 («Подводная лодка – 2030»). О ней пока ничего неизвестно, но можно предположить, что возможность запуска американских крылатых ракет Tomahawk, предусматривавшихся на экспортном варианте A26 Blekinge в количестве 18 штук, станет штатной опцией на новой подлодке.

К 2034 году предлагается также заменить спасательное судно подводных лодок HSwMS Belos, спущенное на воду в 1985 году на голландской верфи De Hoop, и Подводное спасательное судно (URF), базирующееся на нем.

Ныне эксплуатируемые свободно плавающие транспортные средства URF были построены еще в 70-х годах. Прочный корпус миниподлодки имеет три герметичных корпуса, а также спасательную «юбку», которая позволяет соединяться с аварийным люком затонувшей подводной лодки и эвакуировать весь экипаж, 35 подводников, за один рейс. Новые спасательные суда, конечно же, тоже должны быть приспособлены для работы с подлодками будущих союзников.

Изменения коснутся морской пехоты. В списки пожеланий внесено создание второй батареи противокорабельных ракет, а также двух дополнительных рот морской пехоты. Для них, начиная с 2024 года, предлагается приобрести новый класс десантных кораблей, которые заменят нынешние CB-90H, а также беспилотные летательные аппараты различного назначения и дополнительные зенитные системы.

В авиации шведские военные намерены списать нынешние морские вертолеты, включая легкий AW109, который использовался для разведки и переброски военнослужащих с корабля на берег, а также NH90. В настоящее время ВВС Швеции эксплуатируют девять вертолетов NH90 в варианте HKP-14F – его создали специально для шведов. Отличается он от прочих вертолетов этой модели наличием радара для наблюдения за морем и погружного гидролокатора. Заменить этот вертолет военные намерены другой американской винтокрылой машиной MH-60R Seahawk в том же количестве. А вот для AW109 замена не предусматривается.

Подпишитесь