Posted 5 ноября 2022, 08:56
Published 5 ноября 2022, 08:56
Modified 7 марта, 11:56
Updated 7 марта, 11:56
Иван Зубов
В российских социальных сетях оживленно обсуждают новую американскую экранизацию знаменитого романа немца Эриха Марии Ремарка All Quiet on the Western Front («На Западном фронте без перемен»), только что вышедшую на платформе Netflix. Режиссер картины Эдвард Бергер, а в главных ролях: Даниэль Брюль, Альбрехт Шух, Себастьян Хюльк, Эдин Хасанович, Антон фон Люк и другие.
В анонсе фильма сказано: «Их вырвали из привычной жизни... Их швырнули в кровавую грязь войны... Когда-то они были юношами, учившимися жить и мыслить. Теперь они - пушечное мясо. Солдаты. И учатся они - выживать и не думать. Тысячи и тысячи навеки лягут на полях Первой мировой. Тысячи и тысячи вернувшихся еще пожалеют, что не легли вместе с убитыми. Но пока что - на Западном фронте все еще без перемен...»
Стоит напомнить, что именно за роман «На Западном фронте без перемен», написанный за рекордные 6 недель и ставший мировой сенсацией в конце 1920-х годов, Ремарк был выдвинут на Нобелевскую премию. Уже в 1929-м году общий тираж книги достиг 500 тысяч экземпляров. Однако это выдвижение опротестовала Лига германских офицеров. Более того, в мае 1933 года произошло публичное сожжение нацистами книги Ремарка, а его самого лишили немецкого гражданства.
Существуют ещё две экранизации этого романа: голливудская (1930) и немецкая (1979), причем эта сделана максимально близко к сюжету самого романа, в отличие от новой.
Те, кто уже посмотрел этот фильм, практически в один голос говорят о шокирующем антивоенном эффекте, которое он произвел.
Политолог Константин Калачев отмечает, что Эрих Мария Ремарк актуален всегда:
«Но одно дело книги, другое их экранизация. Жажда власти и амбиции одних, страдания и смерть других, демагогия, энтузиазм и пушечное мясо. Все это показано предельно жестко. Психологический надлом опаленного Первой мировой войной поколения универсален, вне времени, хотя посттравматическим стрессовым расстройством психологи и психиатры назовут его гораздо позже. Фильм стоит найти в Интернете и посмотреть, чтобы еще больше осознать ценность мира и человеческой жизни. Рекомендую!»
Популярный блогер BadGod считает, что вина за войны лежит не столько на политиках и военачальниках, сколько на «простых людях»:
«Война - это позор, глупость, уродство и болезнь, и ничего героического в ней нет. Это главный посыл этого повествования, который должен быть понят, принят и материализован, хоть никогда таковым не станет...
Давно пора признать, что вина не лежит всецело на гнилых политиках, и на глупых амбициозных военачальниках... Нет. Это ты - "маленький человек", "пара ботинок с винтовкой"... Ты - главный виновник! Тысячи, миллионы безвольных "ты", которые безропотно, как скот, идут на поводу у единиц, на убийство, на убой, потому что все "маленькие человеки" глупы и жестоки. Но глупость не оправдывает ничего. Ведь убиваешь и насилуешь всегда ты. Так за что тебя жалеть? Чему сочувствовать?
Ведь политики и генералы никогда не схлестнутся на поле боя. Они всегда договорятся в тёплом, комфортном месте. А ты... Да кто тебя считает за человека? Ты - цифра в чужих расчетах. Пока не возьмешь на себя ответственность и не начнёшь делать осознанный выбор. А до тех пор, будут писать подобные книги и снимать такие фильмы. Посмотрел. Потраченного времени не жаль, как и всех "маленьких человеков" - умерших, живущих и ещё не родившихся. Смотреть. Однозначно.»
Белорусский аналитик Андрей Шуман предсказал фильму «Оскара»
«Уверен, что Im Westen nichts Neues заслуженно получит Оскара. Для меня это отличная идея петли или цикла, которая заканчивается смертью, снятием формы с убитого, ее стиркой, штопкой и передачей следующему новобранцу. Это единственный смысл войны. Беречь форму и передавать ее с убитых следующим вновь прибывшим. Определенно, перед нами лучший фильм этого года. Прежде я предсказал Оскар "Выжившему", "Джокеру" и другим фильмам. Абсолютно уверен в новом прогнозе…»
А блогер Борух Горин с горестью констатирует, что великое искусство не способно менять реальный мир:
«Лет в 13 я ночь не спал из-за книги «На Западном фронте без перемен». И впервые понял, почему папа никогда не покупал нам военные игрушки — никаких пистолетиков и танчиков.
Теперь мне 49, но вчера вечером, посмотрев новую экранизацию, я опять был раздавлен. Ремарк проиграл и проигрывает. Великая литература никак не изменила мир вокруг.»
Аналитик Евгений Нелепко обратил внимание на профессиональное мастерство создателей фильма:
«Наверное, все фильмы про войну в чем-то похожи. Страшно с одной стороны, с другой стороны уже мозг устает от исторический параллелей, которые сам же и рисует.
Невероятный фильм. Я сначала подумал, что это попытка проехаться на успехе Сэма Мендеса с 1917, но нет. Сильная драма, не хуже литературного источника.
Отдельные лучи уважения режиссеру. Сохранить художественную целостной в таком сетапе довольно сложно, на мой взгляд. Ему удалось.
Саунд-дизайнеру особенное спасибо, замиксовал и заремиксил один мотив под все сцены и эмоции фильма.
Director of photography (главный оператор) здесь отработал вообще шикарно, такие кадры, декорации, планы. Хотя оператор тоже отлично проявил себя, детали выхватывал отлично. Вроде все и попсово, стандартно. Но вышло идеально. Отдельные детали поразили:
— облака каплей крови, которые подхватываются ветром и дымом от взрывов;
— лицо главного героя постепенно облеплялось грязью, пока полностью в конец фильма не перешло на темную сторону…»
Впрочем, были и другие мнения, хотя и очень немногочисленные. К примеру, журналисту Андрею Десницкому новая киноверсия романа не понравилась:
«Есть прекрасная экранизация "На Западном фронте без перемен" Ремарка - фильм 1979 года. Очень советую. И есть высокобюджетная лабуда 2022 года от Нетфликс, которую мы попытались посмотреть, но не осилили…»