Александр Дыбин
Сообщалось о том, что такие сертификаты могут получить до 100 тысяч жителей Херсона, которым предложили выехать из города. На эти сертификаты они смогут приобрести жилье в других субъектах. По словам президента Санкт-Петербургской палаты недвижимости Дмитрия Щегельского, механика работы с этими документами будет такой же, как и с другими жилищными сертификатами: сначала сделка, потом продавец квартиры обращается в госорганы и обналичивает сертификат. Но интересно так же и то, поедут ли переселенцы массово в определенные города или распределятся по стране равномерно. И как такой приток клиентов скажется на рынке, не поползут ли цены вверх.
«По России поползли слухи, что благодаря жилищным сертификатам, выдаваемым переселенцам из Херсонской области, цены на недвижимость пойдут вверх», - говорит Щегельский.
Риэлтор попытался разобраться в ситуации, но не смог найти нормативной базы, поэтому приходится стоить предположения на аналогиях с другими сретификатами.
«Я сделал расчеты и прикинул сколько может быть людей и какой эффект они окажут на рынок, - говорит эксперт, - сегодня, по разным оценкам насчитывается примерно 50 тысяч переселенцев. Всего в Херсонской области проживало около 1 млн человек. Если переселенцев, получивших сертификаты будут 100 тысяч человек, и все они пойдут и купят квартиру или дом, то это составит примерно 2.3% от общего объёма сделок на вторичном рынке России, который в 2021 году составил 4,2 млн сделок. Не думаю, что люди, которым негде жить будут вкладываться в первичку. Из этого следует, что такой объем сделок никак не скажется на ценах, потому что объем сделок слишком мал».
Но остаются риски, если в один город приедет слишком много людей с подобными сертификатами. Например, 100 000 – это годовое количество сделок на вторичном рынке в Петербурге.
Согласна с мнением, что клиенты из Херсона не обрушат рынок и руководитель агентства «Инженер» Елена Недоспасова, по ее мнению продаж сейчас настолько мало, что дополнительные сделки никакой погоды не сделают.
«Рынок в октябре упал, в ноябре будет еще печальнее, - говорит эксперт, - я несколько дней общалась с партнерами по городам России, у всех ситуация одинаковая. В условиях неопределенности, люди бояться брать квартиры и потеки. Сертификаты пока из разряда мифа, никто их не видел. Вообще год очень сложный, активность отмечалась только в июле-августе, когда застройщики ввели большое количество акций, лишь бы были продажи. Стройка – это катализатор многих процессов, но этот круговорот денег все равно толкает покупательская способность, но люди боятся вкладываться. Есть надежды на декабрь, это традиционно высокий месяц, но в этом коду на супер-результаты не рассчитываем, был бы хоть какой-то рост».
Сертификаты рассчитываются исходя из социальных норм: для одинокого человека - не менее 33 квадратных метров. На семью из двух человек - не менее 42 квадратных метров. Трех – то по 18 квадратных метров на члена семьи. За основу цены будут брать норматив стоимости метра жилья, который используется в России для расчета субсидий, сейчас она составляет 83,4 тыс. рублей за квадратный метр.
«Следовательно, стоимость однокомнатной квартиры по сертификату должна составить около 3,1 млн рублей, двухкомнатной — 4,8 млн рублей, трехкомнатной — 6,3 млн рублей, - рассуждает Дмитрий Щегельский. В случае с Питером и тем более Москвой о покупке нового жилья за такие цены говорить практически не приходится. Но, конечно, есть города, где метр стоит дешевле. Скорее всего переселенцы будут выбирать города, где когда-то жили, либо есть родственники и знакомые, а потом уже ориентироваться на цены».
Москва - 298 866 рублей
Санкт-Петербург - 196 614 рублей
Белгород - 96 845 рублей
Волгоград - 79 020 рублей
Казань - 139 451 рублей
Екатеринбург - 110 922 рублей
Краснодар - 107 290 рублей
Челябинск - 62 527 рублей
Ярославль - 81 566 рублей
С территории Украины в Россию прибыло порядка 4,6 миллиона беженцев. Об этом сообщил ТАСС, со ссылкой на источники в силовых ведомствах. Однако, рынок риэлторских услуг этого количества людей просто не видит. По словам опрошенных «Новыми известиями» участников рынка, приехавшие с территории Украины не обращаются за помощью при покупке или аренде жилья. Как правило, беженцы живут в пунктах временного пребывания, но находится там долго не возможно. По логике, люди должны расселяться поближе к родственникам или месту работы. Но к риэлторам эти люди не обращаются.
«Я таких клиентов не вижу, хотя есть с чем сравнить, помню волны миграции в 90-е, когда соотечественники выезжали из Грузии и других бывших советских республик, - говорит Дмитрий Щегельский, - четко были видны люди из Украины после 2014 года. Но сейчас их, по крайней мере у нас, нет. Но зато проявилась другая проблема. Оказалось, у нас довольно много граждан Украины владели недвижимостью и попытались продать ее в последние месяцы. Сейчас это проблема, деньги от таких сделок попадают на спецсчет с маркировкой «С» и снять их оттуда, перевести невозможно. Их блокирует ЦБ. Из них можно оплатить налоги, штрафы, но снять – нет. Деньги просто застревают. Насколько знаю, никто за несколько месяцев так и не нашел легального способа обойти эту норму. При этом есть нюансы, если у человека двойное гражданство, он может продать недвижимость по российскому паспорту. А вот если ВНЖ в России, то 50 на 50. У кого-то сделка проходит, у кого-то блокируется. От чего зависит – не понятно. Мы обращались в ЦБ и Росреестр, просили разъяснить, как нам работать с такими клиентами, по логике ВНЖ приравнивается к резиденту. Но внятных ответов пока так и не получили».