Александр Дыбин
В Челябинской области рыбки любители развернули масштабную общественную кампанию против арендатора, которому разрешили ловить рыбу промышленным способом на Аргазинском водохранилище. Водоем является частью системы водохранилищ, обеспечивающих питьевой водой миллионный Челябинск и окрестные города. Как рассказал «Новым известиям» руководитель общественной организации «Рыбацкий комитет» Михаил Акатьев, рыбаков возмутил тот факт, что на водохранилище разрешили промышленный вылов рыбы. Хотя еще два года назад на фоне очередного обострения конфликта между любителями и рыбоводами, власти обещали составить список из 50-ти водоемов, где не будет промышленного лова и разведения рыбы, чтобы исключить эти конфликты. Аргази попали в этот список, а теперь здесь разрешили ловить рыбу сетями. Рыбаки написали письмо президенту Владимиру Путину, которое подписали несколько тысяч человек.
«Нам обещали, что промысловиков там больше не будет, - говорится в документе, - обещали, что любая сеть, поставленная на Аргазях, будет считаться браконьерской. Мы поверили министру (сельского хозяйства Челябинской области – прим. ред) и не получив письменных подтверждений с большой радостью и энтузиазмом взялись за очистку водохранилища. За пару лет мы достали и вывезли оттуда не одну газель брошенных, в том числе и предпринимателями сетей. Бирки с номерами их разрешений сохранились, и мы смело говорим, что практически все сети, изъятые из Аргазей, это сети промысловиков. Наша общая рыбацкая работа дала свои результаты. Водохранилище стало оживать. Рыба стала появляться. К нам потянулись наши друзья со Свердловской Тюменской Курганской областей. Места и рыбы хватало всем. Однако и жадные предприниматели видели наши успехи. Их мучала зависть, и жажда упущенной ими прибыли».
Вагончик на берегу водоема и сети появились на водоеме пару недель назад, что сразу же вызвало бурную реакцию рыбаков.
«Мы написали во все инстанции, запустили в соцсетях флеш-моб, только за три дня опубликовано больше пяти тысяч постов с хэштэгом «Спасем Аргази», - говорит Михаил Акатьев, - надеемся, что наш призыв услышат и спасут водохранилище».
Арендатором выступила компания «Кыштымское рыбоводное хозяйство», которое уже работало на Аргазях и других водоемах региона. У предприятия и ее владельца регулярно возникают трения с рыбаками-любителями. В министерстве сельского хозяйства Челябинской области «Новым известиям» заявили, что все законно, несмотря на прошлое обещание не пускать промысловиков на водоем.
«По договору на пользование водными биоресурсами, который заключило министерство, с 20 октября по 31 декабря предприниматели выловят на Аргазинском водохранилище 240 тонн. Со всей ответственностью заявляем, что это не принесёт вреда водохранилищу и обитающей в нём фауне. На Аргазинском водохранилище и в прежние годы производился промышленный лов рыбы, в том числе неводами, и это никогда не вызывало экологических последствий», - заявили в министерстве.
По словам ведомства, нет никаких законных оснований для отказа арендатору в праве ловить рыбу.
«Договор с «Кыштымским рыбоводным хозяйством» заключён в порядке предоставления госуслуги, этому на законодательном уровне ничего не мешает — Аргазинское водохранилище является свободным водоёмом. Промышленный вылов рыбы на этом водоёме, по мнению специалистов, необходим для уменьшения рыбного поголовья, которое в противном случае может пострадать от нехватки кислорода из-за понижения уровня воды. Запретить эту деятельность минсельхоз не может. Более того, два года назад ведомство предлагало включить Аргази в перечень водоёмов, где запрещается промышленный лов рыбы, но предложение не было поддержано Нижнеобским терруправлением, которое в своём ответе указало на нецелесообразность введения этого запрета, поскольку не доказан вред водохранилищу от рыбного промысла».
По словам Михаила Акатьева, власти региона могли уже давно ввести запрет на лов рыбы промышленным способом на Аргазинском водохранилище, если бы на то была политическая воля. В отличие от большинства озер, где возникают конфликты, Аргази имеет статус памятника природы регионального значения, а значит, вопрос промышленного лова можно решить изменив положение о памятнике природы.
«Никаких согласований с федеральными органами это не требует, мы об этом говорили два года назад, - сообщил Акатьев, - такой же запрет установлен на двух других известных озерах-памятниках Увильды и Тургояк. Ничего сложно и нового в этом решении не было».
Высказался о конфликте и сам предприниматель, руководитель «Кыштымского рыбоводного хозяйства» Александр Новиков, который заявил изданию 74.RU, что добыча рыбы работает чуть ли не на обороноспособность, а противодействие промысловикам – это «вредительство».
«В Курганской области предприятия по рыбодобыче получили военное предписание по выпуску товарной рыбы. Там совсем другое отношение. Там ни один любитель не встанет на рыбалку на рыбоводный участок. Это прописано в законе. А у нас это всё передергивается и саботируется. У нас приоритет отдается кучке людей. Что такое любительская рыбалка? Это отдых. Это не жизнеобеспечение. Экономика, создание рабочих мест — это всё их не волнует. В России только одна Челябинская область в таком положении, где так себя ведут любители. Это саботаж и вредительство. Мне кажется, они вообще против России! Зайдите на их сайт. У нас любителю разрешается в день выловить 5 килограммов, а они выкладывают и хвастаются, что поймали за день 50, 70 килограммов судака. И еще бравируют этим», — заявил он.
Но рыбаки готовы спорить с этим мнением. По словам Акатьева, из рыбацкого комитета, последние два года, что вылов был запрещен, активисты занимались тем, что собирали брошенные сети, из-за которых гибнет рыба. И на большинстве этих сетей были номера разрешений, выданные именно предпринимателю Новикову. Кроме того, его предприятие проверили по системе «Меркурий», которая отслеживает путь сельхозпродукции от вылова и до продажи, официально он продает только аборигенные виды.
«Два года его не пускали на водоем и там начала появляться рыба, - говорит Акатьев, - договор на вылов рыбы сейчас заключен только на 2 месяца. Но какой в этом смыл? Скоро начнет появляться лед, с лодки сети не поставишь, с первого льда тоже. Вернуться к вылову можно будет только с 15 декабря. В чем экономический смысл этого? Сейчас ему разрешено выловить 150 тонн окуня, 50 тон чебака, по 5 судака и щуки и 30 тонн леща. При этом рыбаки видят, что там применяется сеть с ячейкой на 100: ни плотва, ни окунь в нее не попадутся. Кого они там собрались ловить? Кроме того, с 1 ноября начнется нерест сиговых. И ловить запрещено! Но на Аргазях этого запрета почему-то нет. Ловля рыбы на икру для дальнейшего разведения требует отдельного разрешения и других процедур. Мы уже сейчас видим на колхозных рыбах судака и леща, пойманного, как указано на Аргазях. Причем цены кусаются. Ни о какой поддержке СВО там и разговора нет. Это чисто коммерческая выгода. Как только видят, что рыбаки что-то ловят, тут же туда бегут с сетями».
По словам Михаила Акатьева, активисты готовят иск об отмене разрешения на вылов.
В министерстве сельского хозяйства Челябинской области уверяют, что вылов рыбы на Аргазях не только не вредит, но даже приносит пользу. А в регионе в целом рыбы ловят намного меньше, чем разрешают нормативы.
«В Челябинской области можно ежегодно, без ущерба для природных запасов, добывать методом промышленного лова 6 тысяч тонн рыбы, а добывается только около 900 тонн. Это официальные данные Нижнеобского управления Росрыболовства, которое согласует их с Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии», - уточнили в ведомстве.
Но рыбаки-любители указывают на то, что промышленный лов концентрируется на самых «рыбных» озерах и нагрузка на водоемы непомерная.
«Если исходить из максимального объема в 6000 тонн, разрешенного к вылову, то 240 тонн, которые дали до конца года на Аргазях, это 20-я часть от всего объема, - говорит Михаил Акатьев, - при том, что у нас в регионе более 2000 озер и водоемов, пригодных для промышленного лова. Распределение очень неравномерное».
Отметим, в Челябинской области регулярно возникают конфликты между профессиональными рыбоводами и рыбаками. Как правило, из-за попыток арендаторов прогнать с водоемов любителей. «Рыбацкий комитет» же отмечает, что арендаторов плохо контролируют, они могут заявляться на одни виды рыбы, а ловить другие более ценные, превышать объемы, бросать сети и т.п. В сентябре в регионе состоялось прецедентное судебное решение: рыбак добился права рыбачить на водоеме, где уже работает арендатор.