Ирина Мишина
Частичная мобилизация затронула около 300 тысяч россиян, это менее 0,5% от общего числа занятых в экономике. Казалось бы, это не должно серьезно отразиться на рынке труда. Однако, выяснилось, что на многих производствах работодателям пришлось расстаться с квалифицированными сотрудниками и восполнять в срочном порядке кадровые потери, искать адекватную замену выбывшим. К тому же в случае мобилизации работодатель вынужден был уволить работника. Проанализировав ситуацию, сразу несколько российских регионов объявили о «мобилизации» студентов на вакантные места.
Знаменитые слова из популярной советской песни - "Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет" - в последнее время работают с точностью до наоборот. О нехватке молодежи на рынке труда демографы говорят уже несколько лет. По информации Росстата, в 2021 году число молодых работников в возрасте от 20 до 29 лет в России сократилось почти на полмиллиона человек. За последние 10 лет молодежи на рабочих местах стало меньше на 6 млн. С каждым годом эта тенденция набирает обороты. Причин тому много. Во-первых, это произошло из-за демографической ямы в 90-е годы, а во-вторых, из-за пандемии коронавируса, во время которой многие работники в возрасте до 30 лет, трудившиеся в сфере услуг, развлечений и малом бизнесе, потеряли свою работу. Только часть из них смогла получить дополнительное образование и сменить род деятельности.
Аналогию с нынешней «трудовой мобилизацией» молодежи можно отыскать разве что в период Великой Отечественной войны. Как известно, в конце 1941 года в СССР была введена принудительная трудовая повинность. Создавались трудовые организации военного образца в виде рабочих батальонов, включенных в систему НКВД, а позже - МВД СССР. Отдельные такие трудовые коллективы продолжали существовать и в послевоенное время. Трудовая политика в СССР долгое время связывалась с терминами «трудовая повинность». Она если и оплачивалась, то весьма незначительно.
С законодательством России нынешняя трудовая мобилизация не вступает в противоречие. Трудовая мобилизация проходит на основе нормативно-правовых актов при чрезвычайной ситуации или в военное время. Так, в п. 2 ст. 10 («Обязанности граждан») закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» изложено, что граждане в период мобилизации или в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке».
Вместе тем, среди экспертов трудовая мобилизация студентов вызвала вопросы.
«Хочется надеяться, что речь идет о согласованных со студентами действиях, и студентов приглашают на платной основе. Однако, не понятно, каким образом студент будет продолжать обучение: будет ли это вечерняя или очно-заочная форма. Так или иначе, не хотелось бы, чтобы страдало образование», - заявила «НИ» профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
В такой мобилизации есть и свои «плюсы»: молодежь быстрее сможет найти рабочее место и определиться со специальностью. По информации «НИ», «мобилизация» студентов затронула на сегодня в большей степени Кузбасс и Курскую область. Сообщается, что в Кузбассе процесс идет успешно: за неделю организаторы получили от предприятий более 160 заявок и уже закрыли более 130 вакансий. Работа добровольная, студенты достаточно охотно откликаются на предложения. Прежде всего их привлекает возможность заработка и практики по своему профилю. Юристы при этом заявляют, что права студентов не нарушаются. В первую очередь студенты направляются на промышленные предприятия металлургической, угольной промышленности. Одним из первых заказчиков стало предприятие «Россети» и структуры, которые обеспечивают жизнедеятельность городов. Интересно, что предприятия объявили набор не только на те места, которые покинули мобилизованные сотрудники.
«Трудовая мобилизация пока затронула города, где заводы и производство работают в несколько смен и где нужны специалисты на производстве. Хочется заметить при этом, что на должности инженеров и технологов выпускников редко берут сразу, альтернатива – государственные предприятия с окладом 30-50 тысяч рублей в месяц. Если предложение совпадает с профилем студента, это очень хорошо», - считает профессор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
В пресс-службе администрации Курской области нам сообщили: «В Курской области к этой работе готова Курская государственная сельскохозяйственная академия имени Иванова, так как именно в аграрной сфере наибольшая потребность в кадрах. Сейчас вуз готовит студентов по порядка 60 специальностям, которые могут заместить выбывших на время специалистов на период проведения СВО. Но работу проводят и с другими вузами, техникумами и колледжами. Специальности, которые готовы заместить прямо сейчас: трактористы-машинисты, слесари сельскохозяйственного оборудования, экологи, агрономы. Все работодатели, которые так или иначе работают в отрасли АПК, могут обратиться в КГСХА», - пояснила руководитель областного комитета образования и науки Наталия Бастрикова, отвечая на вопрос о работе по привлечению студентов на места работников, которых призвали в рамках частичной мобилизации.
«Сейчас в секторе аграрно-промышленного комплекса самая большая необходимость в кадрах. Сельхозпредприятия могут обратиться в сельскохозяйственную академию напрямую. Все остальные предприятия должны обращаться в комитет образования Курской области», - заявил зам.губернатора Курской области Виктор Карамышев.
Как нам сообщили в пресс-службе администрации губернатора Челябинской области, ссылаясь на Министерство образования и науки региона, в настоящее время для студентов нет специальной программы «трудовой мобилизации» по замещению мобилизованных сотрудников, и пока подобная программа не планируется. Высшие учебные заведения Челябинской области прорабатывают вопрос индивидуально. «В частности, Челябинский государственный университет находится во взаимодействии с предприятиями города и собирает информацию о наличии потребности в студентах профильных специальностей для замещения трудовых обязанностей мобилизованных сотрудников», - пояснили в пресс-службе губернатора.
В администрации Курганской области сообщили, что по инициативе губернатора Вадима Шумкова студенты выпускных курсов средних специальных учебных заведений последний год обучения проводят непосредственно на предприятиях, чтобы получить необходимую практику и навыки. Они в обычном порядке могут трудоустраиваться на предприятия, в том числе на места мобилизованных.
Комитет по общественным коммуникациям администрации Ленобласти сообщил «НИ»: «В Ленинградской области не планируется трудовая мобилизация студентов. Регион готов рассмотреть подобный опыт коллег из других субъектов, но в настоящее время необходимости в этом нет».
Таким образом, пока трудовая мобилизация молодежи на предприятия существует скорее на словах некоторых региональных чиновников, нежели на самом деле.
Мы поинтересовались, стоит ли ожидать сокращения контрольных цифр приема в вузах и колледжах в связи в объявленной в ряде регионов «трудовой мобилизацией» студентов и потребностью в замещении рабочих мест.
«Из проекта бюджета на 2022-2023 годы следует, что будет расширение контрольных цифр приема по очным программам и магистратуре. Корректировки в сторону уменьшения мест не предполагается. В бюджет заложены стипендии, субсидии. Под большей угрозой для вузов на ближайшее время – строительство и закупки, в меньшей степени – прием. Предусмотрен также прием в очную магистратуру. Будет также расширен прием в колледжи, там предусмотрены интенсивные двухлетние программы профиолитета с новыми стандартами», - пояснила профессор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Кстати, тренд перехода школьников в среднее профобразование в России набирает обороты. По данным опроса Superjob, если 10 лет назад 58% родителей выпускников школ заявляли, что их ребенок будет поступать в институт, в 2022-м так ответили всего 45% родителей. По отзывам выпускников, учебный материал колледжа часто актуальнее вузовских лекций и имеет более прикладное значение, поскольку теоретическая наука не всегда успевает за практикой.