Posted 27 октября 2022,, 15:36

Published 27 октября 2022,, 15:36

Modified 7 марта, 12:02

Updated 7 марта, 12:02

фото: velsk.narkoclinik.ru

С ума сойдешь... Почему профессионалы отвергли закон о психологической помощи

27 октября 2022, 15:36
фото: velsk.narkoclinik.ru
В среде психологов скандал. Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей направил проект закона «О психологической помощи в РФ» на обсуждение профессионального сообщества. Сообщество закон дружно отвергло. Одновременно началась дискуссия о проблемах психологов и их клиентов, которая вскрыла множество проблем.

Ирина Мишина

Текст закона спровоцировал настоящую бурю негодования. Я побывала на нескольких «круглых столах», организованных сообществом психологов после внесения законопроекта. Негодовали как именитые психологи, так и начинающие коучи. К примеру Сергей Бабин, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психотерапии СЗГМУ им. Мечникова заявил, что произошедшее - «безобразие, нарушение этики».

Скандал в благородном семействе

Для начала от своей причастности к проекту закона отказалась директор Центра экстренной психологической помощи МЧС, вице-президент Российского психологического общества и старшая дочь министра обороны Юлия Шойгу. «К тексту, представленному сейчас, я никакого отношения не имею. Более того, я увидела его первый раз, получив из Государственной думы. Со многими позициями в этом тексте надо бы поработать…», - заявила психолог. После этого начали поименно вспоминать всех причастных.

Проект федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации» представил комитет Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей. Его председатель Нина Останина сообщила, что документ разработали депутаты Государственной думы с участием СПбГУ и МГУ им. Ломоносова. Также выяснилось, что законопроект был обсужден и в Общественной палате РФ, а затем опубликован для обсуждения. Это был едва ли не первый случай, когда к обсуждению законопроекта привлекли самый широкий круг профессионалов. И тут началось самое интересное. В профильную «Психологическую газету» полетели «открытые письма», психологи разместили обращение на сайте петиций, в соцсетях — сплошное негодование и недоумение.

Вообще, профессионализм депутатов конечно вызывает большие вопросы. Многие психологи, например, обращали внимание, что некоторые пункты предложенного законопроекта бездумно списаны с процедуры регуляции деятельности адвокатов. Тот факт, что законы в Госдуме готовятся практически без учета мнений широкого круга профессионалов, конечно, нонсенс. Так что скандал, который поднялся вокруг законопроекта «О психологической помощи в Российской Федерации» может стать прецедентом.

Коуч из медучилища

Когда читаешь соцсети, складывается впечатление, что психолог у нас практически каждый – столь виртуозно трактуют «специалисты» сложные проблемы, начиная от трудностей семейных отношений до борьбы с зависимостями.

"Мурашки бегут, когда вижу их количество в соцсетях. Кто-то из знакомых, одноклассников, клиентов прошел месячный курс и начинает вести страничку как специалист. Астропсихологи, матрица души… Это не просто какая-то реклама, которую ты где-то слышишь. Это среди нас», - делится профессиональный психолог Валерия Чернышева.

«Обычно под «вашим психотерапевтом» скрывается просто психолог-гуманитарий без медицинского образования. Так что статус и квалификация многочисленных гештальт-терапевтов и арт-терапевтов под вопросом. При этом некоторые уверены: чтобы консультировать других за деньги, вполне достаточно богатого жизненного опыта. Получив диплом по принципу «побыстрее и подешевле», такой человек бесстрашно начинает практику в довольно сложной области. Например, называет себя «онкопсихологом» на том основании, что сам пережил онкологическое заболевание. Или, разорвав отношения с супругом-абьюзером, предлагает помощь пострадавшим от насилия женщинам. Жизненный опыт — это хорошо, но задача психолога в том, чтобы выйти за его пределы и увидеть ситуацию глазами клиента. Если этого не происходит, человек просто проецирует на клиента свои личные проблемы и взгляды, что мало поможет делу», - считает координатор ассоциации «Биополярники» Маша Пушкина.

При этом цены на услуги психологов впечатляют. «Сегодня средний чек психолога по Москве около 5 тысяч рублей за час. Есть специалисты вроде Лабковского, которые просят 50 и более тысяч рублей за час. В регионах ценник не превышает 500 рублей. Мы не богатеем, и в ближайшем будущем ценник на услуги психолога может опуститься еще ниже», - поясняет кандидат психологических наук, основатель обучающего сервиса «Психодемия» Мария Данина.

На самом деле, если изучить предложения на Профи.ру, можно стать психологом буквально за час. Здесь можно найти опцию «Обучение практической психологии» и без труда отыскать репетитора по обучающей психологии. Кто же все эти специалисты -психологи?

Возьмем их анкеты. Вот, к примеру, Елена Ч., которая представляется как «практикующий психолог, коуч, эксперт в межличностных отношениях, помогающий восстанавливать и создавать семьи, полные любви и гармонии, помогающий найти своё предназначение». Образование и опыт -Омский Государственный Университет, квалификация: экономист, специальность — финансы и кредит. Или возьмем Ольгу Р., которая предлагает "максимально эффективный подход при работе с депрессией -тревожно — фобическим расстройством, паническими атаками". Специальность - преподаватель немецкого языка. Елена К, практикующий психолог, бизнес-коуч, в графе "образование и опыт" указывает: Московская гуманитарно-социальная академия, специальность – юриспруденция. Алла Э, психолог, психотерапевт, пишет о себе: «консультирую подростков и взрослых, уходят страхи и тягостные ощущения, появляется чувство уверенности». В графе «образование и опыт» значится: московское медицинское училище №37, специальность – лечебное дело.

Какие проблемы помогут решить эти доморощенные психологи, теряюсь в догадках, но предполагаю, что создать новые они могут запросто.

Психолог или доноситель?

При этом спрос на услуги психологов в последнее время возрос. Психологи особенно отмечают рост тревожных и депрессивных состояний среди своих клиентов. По мнению аналитиков обучающего сервиса «Психодемия», сейчас Топ-3 запросов к психологам за сентябрь-октябрь 2022 года выглядит так:

  1. Семейные отношения
  2. Работа с эмоциями (гнев, вина, агрессия, страх, стресс)
  3. Мотивация и принятие решений.

Чтобы упорядочить каким-то образом число лиц, предлагающих услуги психолога, видимо, и был задуман новый законопроект. Но в нем неожиданно обнаружились и другие требования. В частности, закон ставит под вопрос конфиденциальность обращения. В законопроекте сказано, что психолог будет вынужден сообщать информацию о клиентах различным органам, в том числе ФСИН. Психологическое сообщество принципиально не согласилось с фактическим уравниванием медицинской тайны с психологической. Эксперты считают, что работа психолога с клиентом должна быть конфиденциальной и сравнимой с тайной исповеди. Также в ходе обсуждения этого проекта в Общественной палате вице-президент Российского психологического общества, доктор психологических наук Сергей Кандыбович предложил внести в закон пункт о том, «что в своей деятельности психологи действуют не только в интересах клиента, но и в интересах национальной безопасности Российской Федерации. И что деятельность психолога не должна быть нацелена на формирование или поощрение протестных настроений граждан, направленных против действующей власти, президента и правительства РФ".

Как именно психолог будет пресекать протестные настроения, к примеру, у хронического алкоголика или в распадающейся по причине отсутствия жилплощади семье, большой вопрос.

С просьбой суммировать претензии к выдвинутому законопроекту мы обратились к кандидату психологических наук, основателю сервиса онлайн-образования «Психодемия» Марии Даниной.

«Предложенный законопроект содержал несколько странных посылов. Например, он запрещал называться психологами людям, не закончившим специалитет или магистратуру. Не понятно, как квалифицировать образование тех, кто учился в СССР. Есть люди, которые пришли в профессию через переквалификацию, потратили годы на дополнительное образование - как учитываются эти часы? Законопроект на это не давал ответа. Таким образом, большое число квалифицированных специалистов могло бы остаться за бортом. Также в законопроекте говорилось о необходимой процедуре аттестации. Но как именно будет проходить эта процедура, прописано не было. Какие критерии у нее будут, какие структуры будут ее проводить? Таким образом, здесь есть и коррупционный риск и риск несоответствия аттестации реальным требованиям практики, а значит неадекватная оценка специалистов. Нам предлагалось ввести некий реестр психологов, но механизм входа туда или выхода их него прописан не был. Ну и наконец передавать конфиденциальную информацию клиентов во ФСИН – это плохая идея. Нет, надо признать, что у психологов есть обязательство нарушать конфиденциальность перед правоохранительными органами, если клиент под следствием или совершил преступление. Суд также может использовать показания психолога как свидетеля. Но применять карающие меры через психологов – это нонсенс. Доверия к таким специалистам не будет», - заявила Мария Данина.

Вместе с тем очевидно, что определенный закон, который регламентировал бы работу психологической службы и защищал людей от шарлатанов, назрел. Тем более, что работы у психологической службы в ближайшее время, судя по всему, прибавится. По словам психолога Марии Даниной, неизбежным следствием любых военных действий становится рост зависимостей - наркотической и алкогольный, которые работают как посттравматический синдром.

.

"