Posted 27 октября 2022, 13:56
Published 27 октября 2022, 13:56
Modified 7 марта, 12:03
Updated 7 марта, 12:03
Сергей Львов
Новость "Интерфакса" в первой реакции вызывает оторопь и неподдельное удивление.
Где-где будут выяснять два российских предпринимателя? В Лондоне! Столице государства, которое идет в авангарде всех антироссийских санкций, включая блокировки счетов и аресты активов нашего большого бизнеса.
И ладно бы "Русал" и "Норникель" находились где-то в юрисдикции далеких офшоров, которые никаких решений, кроме английского права, не признают. Нет!
"Интеррос" в общей сложности через свои российские компании управляет более чем 36% акций "Норникеля", а в кипрском офшоре Whiteleave Holdings Limited было 32%, которые теперь перерегистрированы в САР на острове Русский.
В свою очередь «Русал» (хозяин 26,5% акций «Норникеля») имеет юридическую прописку на острове Октябрьский в Калининграде.
Подавая иск в Высокий суд Лондона, "Русал" использует положение о разрешении споров, содержащееся в соглашении акционеров "Норникеля". Однако этот договор не учитывал последующих изменений в перерегистрации "Норникеля".
Таким образом, прямая логика диктует судиться на необъятной территории РФ, но никак не на берегах Темзы. Хотя бы потому, что не ясно, каким образом российские власти будут выполнять решение английского суда? Скорее всего не будут, потому что в Конституции РФ написана статья о превосходстве внутреннего закона перед внешними "указаниями".
Да кроме того, есть серьезные причины опасаться необъективности английских граждан в черных мантиях. Олегу Дерипаске можно было бы расспросить о "беспределе" лондонской Фемиды, например, еще одного акционера "Норникеля" - Романа Абрамовича. Ему не только въезд в Англию закрыт, но и любимое его детище "Челси" принудили продать без права обратного выкупа.
И какой смысл Олегу Дерипаске так рисковать? Ответ не лежит на поверхности, но стоит обратить внимание на некоторые характерные нюансы дела.
Суть в том, что "Русал" во главе с Дерипаской не желает менять дивидендную политику "Норникеля" и после 1 января 2023 года. А она сводится к простой формуле: часть заработанной за год прибыли должна идти на счета акционеров.
С другой стороны, Владимир Потанин считает, что миллиардные доходы "Норникеля" могут и должны идти на реализацию инвестиционной программы, развитие регионов, на реновацию жилищного фонда Норильска... Иначе будущего у промышленного гиганта и его работников просто не будет, а драмы на подобие той, когда из прохудившегося хранилища вылились тысячи тонн солярки, станут обычным делом.
Против таких аргументов сложно спорить. Не поэтому ли Дерипаска, подавая иск от имени "Русала" лично к Потанину, сам действует анонимно?
"Русал" заявил, что под управлением Потанина "Норникель" утратил ряд бизнес-активов, "которые играли ключевую роль в деятельности группы".
Источник, близкий к совету директоров "Норникеля", предположил, что к таковым можно отнести авиакомпанию "Нордстар". Однако "Нордстар" (работает под брендом NordStar) продали ее менеджменту весной, когда авиакомпания попала в "черный список" ЕС наряду с двадцатью другими российскими перевозчиками. Главным условием сделки по продаже дочерней авиакомпании является обеспечение бесперебойного авиасообщения с Норильском и выполнение летной программы на 100%, поясняла компания. И на прибыль ГМК деятельность авиакомпании никак не влияет.
Артём Тузов, директор департамента корпоративных финансов инвестиционной компании «ИВА Партнерс» пояснил "НИ":
- Этот суд будет не только про дивиденды, а про то, чтобы сменить руководство в «Норникеле». Конечно, на мой взгляд, выплата дивидендов может отразиться на выполнении социальных программ, поскольку у «Норникеля» - многоуровневая социальная ответственность. И если выбирать между сохранением рабочих мест и снижением социальных программ, то, несомненно, «Норникель» выберет сохранение рабочих мест, поскольку он – градообразующее предприятие и занимает существенную долю в экономике...
Эксперты говорят, что существует и вариант "процесса ради процесса": суд может быть использован как дополнительный аргумент в переговорах, логика которых для "Русала" - добиться нового соглашения в будущем.
Аналитик ITS WM Георгий Окромчедлишвили предполагает в интервью с Ъ, что Дерипаска и вовсе не рассчитывает на победу, используя суд как дополнительный козырь в переговорах с Потаниным. С этим согласны и другие эксперты, подчеркивая, что Дерипаска фактически не сможет предоставить весомые доказательства в суде. Руководитель санкционной практики АБ «А-Про» Екатерина Макеева подметила, что в данном случае «убытки в результате коммерческих решений доказать невозможно».
Инвестиционный аналитик, пожелавший остаться анонимным, в разговоре с "НИ" заметил: "Всю эту историю затеял «РусАл» и Дерипаска, потому что ему критически нужны деньги, здесь и сейчас. Ему нужно закрывать свои долги. «РусАлу» нужна инвестиционная программа для обновления парка турбин Русгидро, обновления фильтров и так далее. А, находясь под санкциями, взять эти деньги, кроме как у "Норникеля", просто негде".
Еще один аспект тяжбы - интересы иностранных миноритариев "Норникеля", представленных крупными американскими фондами. Борясь за высокие дивиденды для себя, Дерипаска играет на руку и заокеанским партнерам. А они в свою очередь могут оказать поддержку в смягчении санкций, наложенных на "Русал" и его владельца.
В любом случае интрига закручена надолго. Английские суды могу разбирать такие дела годами, так что продолжение следует.