Александр Сычев
Уверенность в руководство компании вселило решение турецкого правительства включить дрон в программу «приоритетных региональных инвестиций».
До этого момента перспективы компании выглядели не столь радужно. Titra вела все работы на свой страх и риск, движимая лишь энтузиазмом и количеством свободных средств в собственном кармане, которые зарабатывала в сфере здравоохранения и на программном обеспечении для городских служб.
Вертолет Alpin первоначально задумывался для выполнения гражданских задач, в частности, в городских условиях. Однако стремительно развивающийся в последние годы мировой рынок военных дронов, на котором заметных коммерческих успехов добилась другая турецкая компания Baykar Makina со своим беспилотником Bayraktar TB2, вдохновила Titra предложить свое изделие турецким военным.
Соответствующий опыт и контакты у компании уже были. В прошлом году Titra представила военным небольшой дрон-камикадзе Deli взлетной массой 13 килограммов. Этот барражирующий боеприпас помещается в солдатский ранец. Он может действовать в одиночку и в составе роя численностью до 21 аппарата. Независимое от оператора программное обеспечение позволяет дронам не сталкиваться в воздухе и выбирать собственную цель.
Дальность действия беспилотника достигает 40 километров, которые он способен преодолеть за 35 минут. Максимальная высота полета — 3 тыс., а рабочая — от 150 до 500 метров. Дрон вооружен осколочно-фугасной боевой частью весом 2,5 килограмма. Грозное и разрушительное оружие.
Дрон Deli компания создала чуть ли не за год, правда, программным обеспечением начала заниматься несколько раньше. Сейчас идет процесс запуска в серийное производство. В руководстве компании планируют довести выпуск до 250 беспилотников в год.
А вот над беспилотным вертолетом Alpin с большим радиусом действия работы ведутся давно. За основу взяли конструкцию пилотируемого итальянского сверхлегкого вертолета Heli-Sport CH-7. Это позволило исключить длительный этап испытаний машины. Вертолеты отличаются крайне сложной аэродинамикой, и стабильность в воздухе приходится тщательно проверять.
Особенно активизировались работы в 2019 году, когда Titra подписала соглашение с американской компанией UAVOS, специализирующейся на создании беспилотных летательных аппаратов. Свой первый полет вертолет Alpin совершил в 2020 году.
В длину машина достигает семи метров, в ширину – 1,5 метра, а в высоту – 2,4 метра. Диаметр несущего винта превышает шесть метров, а собственный вес – 340 килограммов. Максимальная полезная нагрузка не очень большая – 200 килограммов.
На Alpin установлен австрийский четырехцилиндровый горизонтально-оппозитный авиационный двигатель с турбонаддувом Rotax 914 UL. Его мощность – 115 лошадиных сил, и он разгоняет вертолет до 160 километров в час. Максимальная дальность полета Alpin составляет 840 километров. Без груза полет продолжается семь часов, а при полной нагрузке сокращается до двух. Потолок по высоте, на которую машина может забраться, – пять километров.
Каким оружием предполагается оснастить новый беспилотный вертолет, представители компании не сообщают. Это могут быть небольшие неуправляемые ракеты, бомбы, пушка.
А вот разведывательное амплуа Alpin значительно богаче. На него можно установить любую аппаратуру, а собранные данные в режиме реального времени передавать по широкополосному спутниковому каналу связи.
Собственный радиолокатор, а также электрооптические и инфракрасные камеры с синтезированной апертурой позволяют получать полную картину окружающей среды, которые поступают не только на пульт оператора, но и в систему автопилота. Вертолет может совершать полностью автономный полет, а также взлет и посадку. В случае аварии машина приземлится в режиме авторотации. Вращения несущего винта от набегающего потока воздуха достаточно, чтобы избежать крушения.