Сергей Иванов
О проблемах угольщики и власти Хакасии начали говорить еще летом. Казалось бы, отрасль ухватила удачу за хвост – уголь подорожал в несколько раз, но вывезти его оказалось невозможно. Европа Российский уголь не принимает, зато его хорошо покупают на Востоке. Вот только транспортники не дают необходимые квоты на перевозку угля в восточном направлении. От месяца к месяцу отгрузка снижается, а в сентябре она остановилась совсем. За каждым составом угля стоят огромные предприятия, сотни сотрудников, их семьи – шахтерские города и небольшие поселки, жизнь которых зависит от транспортной ветки.
Как сообщили в пресс-службе Верховного совета Республики Хакасия, региональный парламент намерен обратиться к премьер-министру Российской Федерации Михаилу Мишустину с просьбой увеличить квоты на экспорт хакасского угля и предоставлении доступа угольщикам к железнодорожной инфраструктуре. Вопрос был рассмотрен на заседании совета 26 октября. За это решение проголосовало подавляющее большинство депутатов.
Как сообщил спикер верховного совета Хакасии Владимир Штыгашев, уже половина угольных предприятий испытывают трудности с выплатой зарплаты. Иначе как критической, ситуацию в регионе не называют.
В обращении (имеется в распоряжении редакции) говорится о ежемесячном снижении объемов вывоза угля из региона, что негативно сказывается на бюджете республики.
«С 868 тысяч тонн в марте объем упал до 57,4 тысяч тонн в сентябре, - говорится в документе, - это негативно отражается на финансовой устойчивости региона, в том числе в части поступления налога на прибыль, который составляет более 51% от общего объема налоговых доходов региона. По прогнозу, по итогам 2022 года погрузка угольной продукции не превысит 55% от согласованной квоты… Верховный Совет Республики Хакасия просит рассмотреть возможность установить квоты на экспорт угля и предоставить доступ угольным предприятиям региона к инфраструктуре РЖД в целях обеспечения их минимальной потребности в вывозе угля на восток».
На претензии железная дорога отвечает, что квоты распределяет в Москве и они работают с теми показателями, которые им дают. При этом объем перевезенных на Восток грузов по Трассибу и БАМу только растет. По информации Красноярской железной дороги. В с января по июнь 2022 прирост грузоперевозок вырос на 5,3 процента, а общий объём грузов составил 34,5 млн тонн. При этом больше всего росли перевозка муки, нефтепродуктов – на 16,6 процентов. Выросла и перевозки угля, на 8,9 процента. Но этот рост достался не всем. В отношении стратегических транспортных артерий – Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали действует принцип равного доступа регионов к инфраструктуре. Однако, по данным угольщиков, пострадавшими оказались два региона: республика Хакасия и Кемеровская область. В первом регионе падение перевозки угля в этом году уже составило 16%, во втором – около 15%. В других регионах Сибири и Дальнего Востока наоборот отмечается рост.
Тревогу угольщики Хакасии бьют уже несколько месяцев. Главная причина нехватки транспортных мощностей – это решение РЖД, по которому приоритет отдан одной единственной компании из Якутии - «Эльгауголь». Она строит новую ветку железной дороги, и получила на время работ право провоза дополнительных 20 миллионов тонн угля по БАМ. Но эти 20 миллионов тон «откусили» от других регионов и других предприятий, так как БАМ и так загружен по максимуму. Угольщики обращались и к губернатору Хакасии Валентину Коновалову. Причем, сделано это было заранее, когда ситуацию можно было не доводить до криза и угрозы остановки предприятий. Но кроме жалобы на железнодорожников куратору федерального округа вице-премьеру Виктории Абрамченко, губернатор ничего не сделал. Одного обращения оказалось недостаточно и теперь угольщикам региона угрожает безработица.