Российские нефтяники столкнулись с проблемами на рынке Индии - ключевого покупателя российского сырья, который после начала спецоперации исправно забирал все баррели, попавшие под бойкот в Европе, сообщает Finanz.
Дело в том, что сразу два крупнейших государственных индийских НПЗ приостановили закупки нефти из РФ на спотовом рынке после того, как Евросоюз в начале октября утвердил новый пакет антироссийский санкций.
Как сообщает Bloomberg со ссылкой на знакомые с ситуацией источники, речь идет о заводах Indian Oil Corporation и Bharat Petroleum Corporation Limited (BPCL). Они отказываются от партий российской нефти с поставками после 5 декабря - даты, когда вступает в силу европейское нефтяное эмбарго.
Одновременно с ним ЕС намерен ввести «потолок цен» на баррели из России с запретом на танкерные перевозки, если стоимость нефти превышает лимит.
Индийские НПЗ, которые после начала спецоперации нарастили импорт из РФ более чем в 30 раз, ожидают ясности по будущим санкциям: их беспокоит угроза попадания под возможные вторичные меры (то есть санкции против нарушителей санкций), говорят источники Bloomberg.
В начале октября Индия закупала 920 тысяч баррелей российской нефти ежедневно, хотя до вторжения в Украину это было не более 30 тысяч.
На неделе, завершившейся 14 октября, Индия сократила импорт на 11%, до 820 тысяч баррелей в сутки, а на неделе по 21 октября - еще на 30%, до 580 тысяч баррелей в день.
Впрочем, одновременно до 310 тысяч баррелей ежедневно вырос «серый» экспорт российской нефти. Это объемы, уплывающие из портов на танкерах, которые скрывают пункт назначения…»
Ситуацию комментируют аналитики канала «Временное правительство»:
«Не так мы себе представляли снятие России с нефтяной иглы. За последнюю неделю, с 14 по 21 октября, поставки нефти из РФ упали до 5-недельного минимума - 2,9 млн баррелей в сутки против недавних 3,1 млн баррелей. А нефтяные доходы и вовсе упали до минимума с начала военных действий - всего $121,2 млн
На падении объемов экспорта сказывается удлинение транспортного плеча, продавать в Азию куда дороже и труднее, чем в Европу. На отдельных направлениях транспортные расходы выросли в 10-20 раз. Плюс играют свою роль санкции, 5 декабря вступает в силу новый пакет, который еще больше подрежет экспорт. Не помогают даже огромные скидки (в среднем $25,5 по сравнению с Brent).
Все это ведет к тому, что нефтяных денег на латание бюджетных дыр у Минфина не будет. Уже к концу года дефицит составит 1,3 трлн рублей, а в следующем году он вырастет до 3 трлн рублей. Покрывать разрыв придется за счет средств ФНБ, который такими темпами иссякнет через год-полтора.
Каких-то быстрых и легких рецептов как избежать грядущей финансовой катастрофы у нас нет. Но для начала правительству стоило бы начать говорить правду своему начальству, даже если страшно…»