«Для обслуживания интересов Москвы создается огромный теневой флот танкеров с неизвестными владельцами. Что выглядит очевидным, так это то, что большая часть российских потоков будет управляться сложной — и часто скрытной — сетью судов, владельцев, портов и безопасных переходов, в которой доминируют организации, все еще желающие иметь дело с Россией», — отмечает Bloomberg.
Эмбарго ЕС на поставки российской нефти морским путем вступает в силу 5 декабря. Это подразумевает запрет импорта нефти и нефтепродуктов РФ в страны ЕС, ограничения судоходства, финансирования, страхового покрытия сделок. По мнению представителей отрасли, «теневой флот» позволит обойти санкции. Ожидается, что в схемах будет использоваться, в том числе, перевалка нефти с одного судна на другое.
«Если вы посмотрите, сколько судов было продано за последние шесть месяцев неназванным покупателям, становится совершенно ясно, что для их перевозки создается флот», — рассказал главный исполнительный директор Maersk Tankers A/S Кристиан Ингерслев из Копенгагена, во флоте которого 170 кораблей.
Отмечается, что покупателями танкеров выступают неизвестные компании с регистрацией в Дубае, Гонконге, Сингапуре и Кипре. Согласно исследованиям компании Braemar, на которые ссылается издание, в распоряжении России якобы уже были 240 танкеров для перевозки иранской и венесуэльской нефти, но их возможностей будет недостаточно для экспорта на уровне 4 млн баррелей в день.
Bloomberg предполагает, что основные потоки российской нефти после 5 декабря будут направлены в Китай и Индию, но не исключены схемы поставок через Атлантический океан в европейские страны.