Леонид Злотин
Спустя почти восемь месяцев после начала спецоперации России в Украине, в нашей стране закрылся 41% кинозалов, сообщают СМИ. Причем 7% закрылись полностью, а в оставшихся в лучшем случае работает половина залов. Главная причина – уход из России западных компаний, сделавший невозможным планирование проката.
Несмотря на ожидания, оказалось, что западный контент заменить нечем: ни прокат новых российских, ни старых отечественных фильмов не силах удовлетворить спрос аудитории.
Между тем, государство хочет спасти российское кино, и Минкультуры в будущем году даст отечественной киноотрасли почти 12 млрд рублей, заявил директор департамента кино Минкультуры РФ Дмитрий Давиденко.
Напомним, что в этом году бюджет потратил на кино более 9 млрд рублей, но это не спасло его репутацию: лишь один российский фильм набрал более 1 млрд рублей - это семейная сказка «Последний богатырь-3», вышедшая под Новый год.
А вот другие российскими блокбастерами, на которые возлагались огромные надежды, затрат на свое производство «отбить» не смогли. В том числе и:
- «Чемпион мира» (потрачено из бюджета 490 млн),
- «Суворов. Великое путешествие» (200 млн),
- «Первый Оскар» (140 млн) и другие.
Значит, дело не только в государственных деньгах, но и в профессионализме киношников.
Но поскольку граждане страны жаждут как и раньше зрелищ, решить эту проблему взялась партия «Справедливая Россия», внеся еще в августе этого года в Госдуму проект закона «О принудительном лицензировании контента», который предполагает легальное использование в России контента «из недружественных» стран без разрешения правообладателей. То есть сути, речь идет о легализации пиратства.
Однако, лодка «киноразбойников» рискует развалиться еще до спуска на воду — проект закона получил разгромные отзывы от представителей мощного лобби российского медиарынка, - пишут аналитики канала «Кремлевский мамковед».
Раскритиковали инициативу эсэров в отзыве «Медиакоммуникационного союза» (объединяет «Национальную Медиа Группу», «Первый канал», «СТС Медиа», ВГТРК, «Ростелеком», «МегаФон» и др.). Кроме того, отдельное заключение по законопроекту дал холдинг «Газпром медиа» (телеканалы НТВ, ТНТ, «Матч ТВ», «Авторадио», онлайн-кинотеатр Premier и др.).
Российские медиагиганты опасаются, что практика выдачи «принудительных лицензий» всем подряд (по проекту через суд запросить права на контент может почти кто угодно), приведет к оттоку аудитории, «коллапсу» медиарынка и росту пиратства. По их мнению, проект «нуждается в доработке, так как не учитывает интересы видеоплатформ, эфирного ТВ, книгоиздателей, фокусируясь только на киносообществе», — отметили в «Газпром медиа».
Другими словами, аргументы «Медиакоммуникационного союза», который по факту представляет интересы двух «медиа-китов», «Национальной Медиа Группы» и «Газпром медиа», сводятся к тому, что закон должен пройти только при условии сохранения и укрепления их доминирующего положения на рынке. Учитывая широкие лоббистские возможности руководителей и владельцев медиагрупп закон о принудительном лицензировании может повиснуть в воздухе. А это значит, что еще пока не закрывшиеся кинотеатры могут повторить судьбу своих менее успешных коллег.