Для тех, кто следит за американской политикой, очевидно, что люди, поддерживающие консервативную партию, видят мир иначе, чем сторонники либералов. Этому феномену было посвящено не одно исследование психологов, многие из которых показали: консерваторам мир кажется более опасным, чем либералам, и именно этим определяется их отношение к иммиграции, полицейской деятельности и многим другим вопросам. Однако новое исследование, проведенное сотрудниками Пенсильванского университета, ставит эту гипотезу под сомнение, сообщает phys.org. Результаты показывают, что связь между консервативным мышлением и менталитетом, который определяется идеей «везде враги», преувеличена: либералы считают мир не менее опасным. В действительности пропасть между либералами определяется другим – например, уверенностью первых в том, что в основе мира лежит иерархия.
По словам исследователей, всем людям свойственно 26 основополагающих представлений о мире, и большинство из них сводится к трем оппозициям: мир безопасен – опасен, мир соблазнителен – скучен, мир живой – механистичный. Для нынешнего исследования ученые рассмотрели девять выборок с участием более 5400 человек, чтобы определить, какие мировоззренческие убеждения отличают левых от правых. В итоге связь между политическими убеждениями и верой в опасность мира оказалась слабой. Например, сторонники демократа Берни Сандерса в 2016 году считали мир более угрожающим, чем голосовавшие за Дональда Трампа.
Хато исследователи обнаружили сильную связь между консерватизмом и иерархическим мировоззрением, то есть убеждением, что все люди, места, вещи имеют свою ценность, в согласии с которой ранжированы. То есть консерваторы видят иерархию не только в том, что касается социального контекста, но и во всем остальном. «Идет ли речь о разнице между автомобилями, видами пищи, животными – консерваторы считают, что есть главный хищник и иерархия, которая выстраивается вокруг него. Прошлые исследования предполагали, что иерархическое мышление относится к людям, но на самом деле оно гораздо шире и касается всего».
Статья опубликована в журнале Social Psychological and Personality Science.