В 2025 году Турция начнет производство собственных подводных лодок

19 октября 2022, 12:29
Работа над созданием проекта турецкой подводной лодки шла этой стране с 1980-х годов

Александр Сычев

Турция рвется в избранный клуб стран, которые могут проектировать и строить подводные лодки. К вступлению готовились последние лет 40. И вот кораблестроители верфи Golcuk Naval Shipyard представили первый проект подводной лодки собственной разработки MILDEN (Milli Denizaltı – «Национальная подводная лодка»). Начать строить их планируется в 2025 году. Пока в Анкаре вынашивают программу, предусматривающую передачу флоту шести субмарин типа MILDEN.

Руководство верфи не скрывает, что, начиная с 80-х годов прошлого века, набиралось опыта и знаний, собирая у себя по контракту немецкие подводные лодки. В период с 1981 по 2008 год верфь спустила на воду 11 подводных лодок Type-209. В настоящее время верфь строит для ВМС Турции шесть лодок Type-214TN, известных в стране как класс Reis. По соглашению с Германией, эти подводные корабли уже в значительной степени оснащаются различными системами турецкого производства.

Теперь турки, видимо, пришли к выводу, что смогут обойтись без наставников и построить собственную субмарину. Едва ли она будет полностью турецкой – существуют агрегаты, которые самостоятельно Турция изготовить не сможет. Это касается, прежде всего, воздухонезависимых силовых агрегатов (AIP), которые позволяют находиться в подводном положении больше времени. Турция не обладает нужными технологиями, а на изобретение своего «велосипеда» потребуется слишком много времени и средств. Нужные двигатели, скорее всего, купят на стороне.

Многолетнее сотрудничество с немецкими кораблестроителями сказалось на турецком проекте. Внешне лодка класса MILDEN похожа на немецкую Type-214, особенно в кормовой части. Она больше немецкого предшественника. Водоизмещение MILDEN составит около 2,7 тыс. тонн, в то время как немецкая Type-214 – 1860 тонн. Длина увеличится с 65 метров до более чем 80.

Рубка у турецкой субмарины более узкая и имеет более четкий угол наклона, чем у немецкой. А вот обтекаемая носовая часть напоминает последние японские подводные лодки. Творческое осмысление чужого опыта не запрещается. По этому пути десятилетиями шел Китай и добился внушительных успехов – строит истребители пятого поколения, авианосцы, гиперзвуковые ракеты…

Увеличение размеров потребовалось туркам, чтобы разместить более мощное оружие, в частности, создаваемые сегодня крылатые ракеты Gezgin («Путешественница»). Тут, правда, возникли некоторые сложности. Союзники Анкары по НАТО по указанию Вашингтона, требующего от Турции сворачивания сотрудничества с Россией, придерживаются введенных «воспитательных мер» - санкций по поставкам вооружений и компонентов.

В частности, Турция не может закупить на Западе двигатели для своих разрекламированных, но не отличающихся высокими боевыми возможностями беспилотников Bayraktar TB2 и крылатых ракет Gezgin. Именно поэтому Турция заключила ряд договоров с Украиной. Предполагалось построить на украинской территории сборочный завод по производству беспилотников. В обмен Киев должен был поставлять двигатели и для турецких Bayraktar, а также создать двигатель для «Путешественницы».

По соглашению от 2021 года этим должно было заняться запорожское предприятие «Ивченко-Прогресс». Ему предстояло переработать один из своих двигателей, который стоит на противокорабельных ракетах «Нептун», увеличив его рабочий период с нынешних 350 километров до тысячи. Первичным контрактом предполагалась поставка 12 переработанных двигателей.

Сейчас с выполнением контракта наблюдаются определенные трудности, поэтому в Турции рассматривают возможность применения другой ракеты – Atmaca («Ястреб»). С этим оружием проблем меньше. У Турции есть двигатель собственной разработки.

Запускать еще не существующий Gezgin и стоящую на вооружении Atmaca предполагается из торпедных аппаратов. Для этого ракета будет помещена в капсулу. После выхода из аппарата капсула доставит боеприпас на поверхность, раскроется и отправит в полет. По какой-то причине турецкие кораблестроители отказались от организации на подлодке шахт вертикального пуска ракет.

Для новой подлодки, на которой будет восемь торпедных аппаратов, создана также тяжелая торпеда Akya («Хитрый взгляд»). Ее испытания завершились в прошлом году. Калибр новой торпеды — 533 миллиметра, а длина – около 10 метров. Дальность поражения составляет более 50 километров, а скорость движения 45 узлов. На цель она наводится активным и пассивным сонарами. Подрыв боезаряда осуществляет датчик расстояния до цели. Сколько торпед будет нести новая подлодка не сообщается. Можно предположить, что турки работали по аналогии с немецкой Type-214 и тоже спроектировали свой подводный корабль на боекомплект из 16 торпед – по две на каждый аппарат.

Хотя союзники держат Анкару на жесткой диете, заставляющей турецкую оборонку, рассчитывать в основном на собственные творческие и промышленные силы, в НАТО полагают, что подводный флот страны все равно находится в полном распоряжении блока. Конвенция Монтре ограничивает количество и время пребывания в Черном море военных кораблей нечерноморских стран, поэтому турецкий подводный флот рассматривается в Брюсселе в качестве оперативного противовеса российским военно-морским силам.

#ВМС #Технологии #Подводная лодка #Турция #Новости #Игорь Зотов #Вооружение #ВМФ #Гонка вооружений
Подпишитесь