Александр Дыбин
Прошедшая зима стала провальной для коммунальной сферы Санкт-Петербурга. С ноября город регулярно заваливало снегом. Люди жаловались на сугробы во дворах, на дорогах, нечищеные тротуары. А ближе к весне с крыш полетели глыбы льда, под которыми пострадали и погибли несколько человек. Поучаствовали в борьбе со снегом и силовики, которые провели обыски в кабинетах чиновников и офисах подрядных организаций. Объясняя причины провала, городские власти показывали пестрые карты городских кварталов, разделенные на зоны ответственности среди ведомств и организаций. Дескать, отвечающих за уборку так много, что спросить не с кого. Кроме того, по заявлениям губернатора Александра Беглова, к теме уборки города большой интерес у «полукриминальных» структур, которые хотели бы получать деньги, но ничего не делать. За лето власти обещали провести реформу и выстроить работу по уборке снега по-новому.
За основу реформы решили взять московский формат, где снег убирают две организации. Одна на дорогах, вторая во дворах, на тротуарах и местных проездах. Что-то подобное планировали сделать в Петербурге, при этом полностью отказаться от распределения денег на эти работы через госконтракты, говорят это долго, да и есть риски, что выиграет кто-то недобросовестный. Предложено направлять средства в городские организации напрямую в рамках бюджетного задания. Так, дескать, будет оперативно и прозрачно. Но подготовить реформу к зиме не успели. Как рассказали чиновники городского правительства в рамках нулевых слушаний по бюджету города, дорожные предприятия получат новую форму «государственное бюджетное учреждение», которая позволит работать без торгов, только к концу 2023 года, так что ближайшую зиму за комфорт и безопасность автомобилистов будут отвечать по старинке. Такая же история с районными жилищными агентствами, за которыми закрепили убору снега пешеходных зонах. Их обещают реформировать из казенных в бюджетные учреждения к середине 2023 года.
По данным базы СПАРК государственное унитарное дорожное предприятие «Центр», которое власти города сделали флагманом по уборке снега с дорог, в 2022 году получило госконтрактов на содержание уличиной сети почти на 7 миллиардов рублей. Судя по материалам закупок, содержание дорог, в том числе и уборка снега должна будет осуществляться до конца 2023 года.
По словам председателя совета ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгения Пургина, к новому зимнему сезону никаких принципиальных изменений в этой сфере не произошло.
«Ничего существенного не изменилось, если только в худшую сторону, территории, которые раньше распределялись по конкурсу, сейчас распределены среди жилкомов (государственные управляющие компании, работающие в районах – прим. ред.), а они - среди своих, и никаких перспектив в лучшую сторону я не вижу, - говорит эксперт, - происходит монополизация рынка, перераспределение его под своих, с которых не с спросишь. В итоге построят еще большую монополию, чем была. При этом увеличение ассигнований в этой сфере, чтобы можно было говорить о большем количество дворников или объеме проведенных работ, я не вижу».
При этом конечный исполнитель работ оказывается «спрятан» от глаз общественности. Действительно в базе данных СПАРК содержится информация о закупках районных жилищных агентств услуг по уборке снега на территориях общего пользования. Получателями этих контрактов становятся районные жилкомсервисы – это государственные управляющие компании, принадлежащие городу. В базе есть данные о закупках этих структур, судя по всему, они дробят полученные лоты на более мелкие, но вот исполнителей уже не указывают. Эти управляющие компании работают в форме ООО, что позволяет скрывать победителей торгов.
Еще одна проблема, которую назвали власти в прошлом году – это нехватка техники. Городская администрация летом заявила, что купит около тысячи различных машин: тракторов, погрузчиков, КДМ. К началу осени Смольный объявил закупки примерно на треть от заявленной суммы. По данным базы СПАРК городской жилищный комитет заключил контрактов на поставку техники на сумму примерно 3,6 млрд рублей, еще часть аукционов в процессе торгов. Основным получателем этих денег оказалась санкт-петербургская компания «ТЕХНОКОР», которая занимается перепродажей тракторов и спецтехники. Она выиграла контрактов на сумму 2,8 млдр рублей. При этом в прошлом году компания получила контрактов только на 200 млн. Еще одна компания, сорвавшая госзакупочный джек-пот – это «ПО "ВУЛКАН"», производитель малогабаритной дорожной техники. В прошлом году она получила контрактов на 14 млн, а в этом уже на 340 млн. Судя по карточке предприятия, в компании работает около 30 сотрудников.
Руководитель регионального центра «ЖКХ контроль» Алла Бредец отметила, что оптимизм по поводу массированных закупок техники преждевременный. Значительная часть тракторов поступит только к Новому году, а первый снег обещают уже на следующей неделе.
«Я была так оптимистичная, - говорит эксперт, - вся обещанная техника окончательно не закуплена, а так что куплена, будет поступать в город до конца года. Кроме того, говорили о создании единого оператора по вывозу снега, а получилось не то, что обещали. Просто полномочия от муниципалитетов переданы районным агентствам. При этом их штаты не укомплектованы, нам не хватает 3000 дворников, не говоря про трактористов или бульдозеристов. Кроме того, новая техника буде требовать техобслуживания. Есть к этому вопросы, готов ли созданный автопарк работать бесперебойно. Будем надеяться, что увидим результат, что деньги были потрачены не только на технику и то, чтобы отжать рынок у определенных подрядчиков, которые этим занимались по конкурсам, а что будет выстроенная структура».
Еще одна «беда» - нехватка дворников. На пике прошлогоднего коллапса власти называли цифру в 5000 дворников, которых не хватает коммунальным и дорожным организациям для полного счастья. Тогда же говорили, что для них запланируют «достойную» зарплату. Но к началу зимы 2022 года очереди в жилкомы не стоят. Усугубила ситуацию мобилизация и отток мигрантов.
«Заявлялось, что дворникам будет обещана хорошая зарплата, но как видим по объявлениям, в связи с оттоком мигрантов, рабочих мест много, - говорит Алла Бредец, - для Петербурга предлагаемые зарплаты, это не та цифра, которая привлечет людей на тяжелый и неблагодарный труд. Даже тот фактор, что предлагается жилье, не позволяет набрать дворников. Хотя это и не полноценное жилье, а койко-место».
Годом ранее нашумела инициатива с дворник-шерингом, когда горожанам предлагали поработать в своем или соседнем дворе с лопатой за почасовую оплату. По мнению активиста из Центрального района Ярослава Кострова, нечто подобное может быть актуально и в этом году.
«Можно устраивать смотр уборочной техники и снежных пунктов, но нас ждет необычно сложная зима в этом году, - сообщил он, - в первую очередь из-за недокомплектации простого линейного персонала. Причина его нехватки всем абсолютно понятна. Если будут серьезные снегопады и морозы как в прошлые годы, то ждать беды. Сколько не раскидывай соли, химии и реагентов, не спасёт. Ситуацию смогут спасти экстренные мобильные бригады, которые в том году вытянули завалы в сложное для города время. Да, придётся призывать помогать строителей, рабочих, непрофильные бригады. Есть смысл все же расставить ломы и лопаты в свободный доступ в каждый двор».