Екатерина Максимова
Мнения экспертов разделились. Одни считают, что это сигнал скорого окончания СВО, после чего силовикам придется "удерживать" Россию. Другие уверены - составители бюджетной ведомости просчитались.
Федеральный бюджет на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов накануне прошел экспертизу в Счетной палате. Структура расходов госказны на 2023 год претерпела значительные изменения.
Так, затраты на национальную оборону в следующем году должны составить 4,98 трлн рублей (против 4,6 трлн в 2022 году). Затраты на нацбезопасность и правоохранительную деятельность, то есть весь силовой блок, почти удвоятся и составят 4,42 трлн рублей (против 2,79 трлн в текущем году). В 2023 -2025 годах суммарная доля расходов на оборону и нацбезопасность вырастет на 5,2% и составит беспрецедентные 5,8% от ВВП. На фоне роста этих затрат резко сокращаются расходы на экономику — с 4,3 до 3,5 трлн рублей.
Экономист Никита Масленников считает бюджетный перекос в сторону нацбезопасности (а это весь силовой блок страны, вся система правопорядка) логичным и оправданным. Это, с одной стороны, может означать конец СВО, но, с другой стороны, начало разгула преступности.
"Не надо сравнивать данные статьи расходов на 2023 год с текущим годом, потому что только за 9 месяцев 2023 года государственные расходы выросли более чем на 3 трлн рублей, то есть более, чем на 20%. Сколько из них оборонных расходов - не афишируется. А небольшое снижение оборонных расходов в следующем году - это очень положительный сигнал, некий намек, что мы СВО к этому времени завершим", - считает Никита Масленников.
После этого роль "первой скрипкой" получит уже силовой блок России, а не армия.
"Во-первых, у нас в стране появится четыре новых региона. Во-вторых, люди вернутся из зоны проведения СВО. Вы помните, что было после Афгана и Чечни, когда домой возвращались участники боевых действий и они не сразу находили возможность начать новую жизнь? Какая-то часть этих людей уходила в преступные сообщества. В-третьих, даже если закончится СВО, то остаются прочие риски. Кто может поручиться, что не будут продолжать взрывать Крымский мост? Никто не может поручиться", - рассуждает Никита Масленников.
И добавляет: помимо вышеперечисленного в стране для силовиков по-прежнему много "текущей" работы. В их числе, борьба с коррупцией. "Когда генпрокурор отчитывается о том, что только у чиновников было конфисковано имущества на сумму свыше 2 млрд долларов, это говорит о многом. И это только те коррупционные дела, где уже были приняты судебные решения", - резюмировал Масленников.
Экономист, политик Михаил Делягин, оценивая беспрецедентный рост затрат на нацбезопасность подчеркивает, что за всю пореформенную историю России в стране ничего и никогда так не росло.
"Это логика начала СВО, что мы сейчас за год освободим всю Украину за 23-й год, и дальше придется наводить порядок, поэтому расходы на армию будут снижаться, расходы на безопасность и правопорядок должны быть очень высокими. Было ясно летом, что эта логика уже не работает. Но людям, которые делали бюджет, то, что знает вся страна, неведомо", – заявил Делягин.
Делягин уверен, что составители представленного проекта бюджета игнорируют не только частичную мобилизацию, но и реалии СВО, сам конфликт с "совокупным Западом", который не краткосрочен и точно продлится весь этот период.
"Структура приоритетов бюджета не отражает реальность, очевидную задолго до его разработки, и тем самым делает бюджет контрпродуктивным, обрекая его на коренную переделку по ходу исполнения. Поэтому надо увеличить на 1 трлн рублей в каждый год финансирование обороны, включая модернизацию и армии, и ВПК, и науки, а также социального обеспечения военнослужащих, ветеранов и членов их семей", - считает Делягин.
Экономист также отмечает, что скачок расходов на оборону, безопасность и правопорядок буквально "куплен" резким — с 4,3 до 3,5 триллионов — сокращением расходов на экономику. И данный блок расходов нужно не сокращать, а, напротив, ежегодно увеличивать на 1 трлн рублей.
Экономист, специалист в области государственного управления экономикой Никита Кричевский отметил, что при анализе статей расходов на оборону и нацбезопасность "не надо брать первую цифру, как пенку с молока". "Кто считает, что все закончится - флаг им в руки. А источники финансирования любого государственного мероприятия могут быть из самых разных статей", - резюмировал Кричевский.
Уточним: в госбюджете доля расходов по разделам "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в процентном соотношении в 2022 году составляет 10,1%. К 2025 году этот показатель в бюджетной ведомости увеличится до 14,9%. При таком перекосе на силовой блок раздел "Национальная экономика" потеряет 3,% - уменьшение с 15,6% до 12,3%.
"За счет чего увеличение расходов на правопорядок? За счет национальной экономики. Мы все тоскуем, что у нас 2% ВВП мирового, нам нужно больше для укрепления нашей ресурсной базы… расходы на национальную экономику сокращаются с 4,3 до 3,5 трлн рублей, а в 25-м году в реальном выражении они сократятся на четверть по сравнению с 22-м годом. Я понимаю, что нужно что-то резать, что поддержка экономики осуществляется неэффективными методами, но это не основание, чтобы ее резать. Экономика – это корова, которая не просто дает молоко, мы за счет нее живем все", - оценил Михаил Делягин.
На фоне изменений по статьям "оборона", "нацбезопасность" и "экономика" расходы на "образование" и "здравоохранение" практически не изменятся - 1,39 и 1,47 трлн соответственно. Расходы на социальный блок увеличатся с 6,45 трлн рублей до 7,34 триллионов. И рекордный скачок у засекреченного блока "иные разделы".
"В проекте нового бюджета заложено 6,5 трлн рублей (рекордные 22,66% всех расходов), о трате которых мы никогда ничего не узнаем - эти данные засекречены", - отметила экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич.