Posted 15 октября 2022, 07:18
Published 15 октября 2022, 07:18
Modified 7 марта, 11:55
Updated 7 марта, 11:55
Екатерина Максимова
В ответ на предложение Путина создать в Турции крупнейший газовый хаб Европы, телеканал Al Jazeera оперативно сообщил, что русские и турки уже работают над проектом. На следующей неделе по указанию президентов России и Турции начнется серия переговоров с участием ведущих экспертов двух стран.
Глава ПАО "Газпром" Алексей Миллер свою позицию уже озвучил: новая инфраструктура в Черном море - реальный проект. И построить такой газопровод быстрее, чем восстановить проложенные по дну Балтики "Северные потоки", которые вышли из строя после серии взрывов. Из плюсов г-н Миллер также отметил, что "Турецкий поток" проходит только по двум экономическим зонам — России и Турции, и глубина там не как на Балтике.
Вице-премьер РФ Александр Новак в интервью агентству Anadolu также прокомментировал турецкий хаб и заявил, что мощность "Турецкого потока" может быть расширена до 63 млрд кубометров в год. "Если будет спрос, то эта потенциальная дополнительная мощность может быть использована для поставок газа европейским клиентам через Черное море и Турцию", - заявил Новак (цитата по РИА-Новости).
"ИнфоТэк" напоминает, что на текущий момент "Турецкий поток", суммарная мощность которого составляет порядка 31 млрд кубометров газа в год, состоит из двух ниток. По одной газ поставляется турецким потребителям, вторая - для газоснабжения стран южной и юго-восточной Европы.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов уточнил, откуда взялся прогноз про 63 млрд кубометров в год. "Турецкий поток" возник на обломках проекта "Южный поток", который предполагал строительство самой мощной в мире компрессорной станции "Русская" мощностью 488 МВт и прокладку четырех ниток газопровода по дну Черного моря (от побережья России до побережья Болгарии) совокупной мощностью 63 млрд кубометров газа в год.
"Часть инфраструктуры для "Южного потока" все же была построена и ее можно относительно быстро завершить, построив газотранспортные мощности, которые позволят увеличить поставки газа в Турцию и через ее территорию до тех самых 63 млрд кубометров. Учитывая освободившиеся из-за терактов на "Северных потоках" ресурсы российского газа - это имеет смысл", — считает Фролов.
По его оценке, техническую часть проекта реализовать гораздо проще, чем решить геополитические вопросы. К тому же для транспортировки газа в Европу по новому маршруту понадобится создание инфраструктуры на территории самой еврозоны. Александр Фролов подчеркивает, что без готовности Европы и гарантий спроса на поставляемый российский газ реализовать данную инициативу будет невозможно.
Эксперты Института энергетики и финансов также отмечают простоту технического вопроса (Россия сможет реализовать проект за 1-2 года), но неясным остается ключевой момент: как доставить этот газ европейцам и на каких условиях?
"А нужен ли этот проект Европе, учитывая решимость стран ЕС отказаться от российского газа в самое кратчайшее время? По факту, российский газ остро необходим странам ЕС в ближайшие 2-3 года, а потом потребность в нем начнет резко ослабевать. Да, Европа дорого заплатит за свой отказ от российского газа, но мы пока не видим готовности ЕС идти на какие-либо компромиссы с Россией в вопросах своего энергоснабжения", - обращают внимание эксперты Института энергетики и финансов.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в интервью "Новым Известиям" напоминал, что еще до февральских событий страны ЕС планировали постепенно отказываться от российского газа.
По оценке банка Goldman Sachs, полное замещение российского газа в ЕС (согласно плану Еврокомиссии REPowerEU) потребует до 2030 года суммарных инвестиций в странах ЕС в объеме 3,7 трлн евро. "Конечно, Европа не планировала отказываться от российского газа до 2040-х годов, но европейские страны постепенно намеревались снижать потребление «голубого топлива». Общее отношение к газу, который поставлялся в ЕС из России, в последние годы было достаточно негативным", - комментировал Алексей Белогорьев. После начала специальной военной операции главы европейских государств не устают демонстрировать свою решимость полностью отказаться от поставок топлива из России. К 1 сентября объемы поставок трубопроводного газа из России в Европу практически обнулились.