Екатерина Максимова
Несмотря на начало СВО, санкции, снижение поставок газа и нефти Россия по итогам 2022 года получит от нефтегаза сверхдоходы.
Напомним, как складывалась доходная база от нефтегаза по месяцам: январь 794,5 млрд рублей, февраль 971,7 млрд рублей, март 1,2 трлн рублей, апрель 1,7 трлн рублей, май 886 млрд рублей. А вот с лета поступления уже начали сокращаться: июнь 717,9 млрд рублей, июль 770 млрд рублей, август 671,9 млрд рублей.
Всего за 8 месяцев: 7,8 трлн рублей (против 5,4 трлн за аналогичный период 2021 года).
В 2022 году нефтегазовый сектор должен был принести в казну 9,5 триллионов, но скоротечный бум (когда европейские страны усиленно закупали наше "черное золото" впрок, а газ рекордно дорожал) позволит России получить по итогам 2022 года почти на триллион больше (10, 4 трлн против почти 9 трлн в 2021 году).
Российский кабмин ожидает, что в 2023 году страна получит от нефтегаза привычные 9 трлн рублей. Аналитики же сомневаются, что Россия удержит нефтегазовую планку. Все настойчивее звучат прогнозы, что доходы от экспорта в 2023 году могут упасть на 30-40 и даже 50%.
Факторов для пессимистичных прогнозов предостаточно. В их числе практически обнуление поставок газа в Европу, эмбарго Евросоюза на поставку нефти и нефтепродуктов с декабря 2022 года, укрепление рубля, обсуждения ввода потолка цен на нефть, продажа российского сырья на рынках Азии с дисконтом.
На форуме "Российская энергетическая неделя" прозвучало несколько важных на перспективу заявлений, но планами по выходу из кризиса не подстелишь "соломку" федеральной казне, которая почти наполовину зависит от экспорта нефти и газа.
Так, со стороны российских властей прозвучало предложение возобновить поставки газа в Европу по одной нитке "Северного потока-2", которая уцелела после взрывов. От правительства ФРГ молниеносно "прилетел" ответ: Германия исключает запуск неповрежденной нитки, даже несмотря на напряженную ситуацию с газоснабжением.
Президент Владимир Путин также заявил, что Москва могла бы перенаправить газ с "Северных потоков" в регион Черного моря и создать в Турции крупнейший газовый хаб Европы. Турецкий министр энергетики Фатих Донмез тоже не стал тянут с ответной реакцией: он впервые слышит о планах создать такой хаб.
Что касается экспорта нефти, то вице-премьер Александр Новак не устает повторять: Россия прекратит поставлять "черное золото" в страны, которые прибегнут к нерыночным ограничениям и установят потолок цен на топливо.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев напоминает, что европейский рынок для российского нефтегаза был ключевым и поворот в сторону Азии в целом и Китая в частности его не компенсируют.
"Газпром, конечно, обещает наращивать поставки газа в Китай по "Силе Сибири", но эта ветка не может удвоиться автоматически. И вторая нитка в Китай с помощью старика Хоттабыча не появится. Это пока только перспективы. И даже еще только предлагаемый турецкий хаб всех проблем не решит: сколько может турецкий поток поставлять, столько и будет (мощность "Турецкого потока" 16 млрд кубометров газа в год, что почти в три раза ниже мощности "Северного потока", - прим. ред.). Мы в любом случае будем получать нефтегазовые доходы, чтобы не делал Запад, но их объем однозначно сократится", - оценивает Дмитрий Журавлев.
Депутат от КПРФ и первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов считает, что казна недополучит от нефтяников и газовиков порядка 3 триллионов рублей.
"То, что нефтегазовые доходы будут падать, было понятно в конце весны. Санкции ограничивают рынки сбыта для нефтегазовых компаний, вынуждают продавать продукцию с дисконтом, снижать добычу. Скоро начнут возникать серьезные проблемы с оборудованием для добычи, которое поставляется и обслуживается зарубежными компаниями", - объясняет парламентарий Щапов.
Ложку меда в бочку дегтя, считает Дмитрий Журавлев, добавило лишь недавнее решение ОПЕК+ сократить добычу нефти на 2 млн барреля в сутки. И на фоне этого решения мировые цены на энергоносители будут резко расти. Что, соответственно, позволит в какой-то мере удержать экспортные поступления от нефтянки.
Дмитрий Журавлев считает, что в 2023 году Россия, которой предстоит побороться за свои нефтегазовые доходы, нужно перестать демпинговать на азиатских рынках.
"Мы же все время пытаемся демпинговать и не продаем по рыночным ценам. Боимся: у нас же не купят иначе. Купят, прекрасно купят по рыночной цене и Китай, и Индия. Если мы демпинга не позволим себе, а будем себя вести как нормальные торговцы, тогда вполне возможно, что Россия удержит сырьевые доходы за счет повышения цены", - считает Дмитрий Журавлев.
Федеральный бюджет-2023, напомним, сверстан уже с 3-триллионным дефицитом. Доходы в следующем году предусмотрены в 26 трлн рублей, расходная часть - 29 триллионов.
Как ранее сообщал "Коммерсанть", падение доходов произойдет и в относительном выражении — с 19% до 17,4% ВВП. Все сокращение придется на нефтегазовые доходы.
Поясним, что значат для страны недополученные три триллиона. В бюджете на 2022 год затраты на национальную оборону предусмотрены в сумме 3,5 трлн рублей. А, к примеру, годовые расходы на здравоохранение и образование совокупно составят 2,4 трлн рублей (по 1,2 трлн на каждый из блоков).