Александр Сычев
Цель этого соглашения – построить корабли, которые могли бы доставлять людей и грузы в любую точку Земли или в космос в течение трех часов. Шаттлы нужны Пентагону для повышения скорости реагирования на возникающие угрозы.
В начале 2000-х годов космический планер Dream Chaser предполагалось создавать в пассажирском и грузовом вариантах. Конструкторы внимательно изучили американские Space Shuttle, прекратившие полеты в 2011 году, и даже побывали в России, где их познакомили с проектом корабля многоразового использования БОР-4. «Бегущий за мечтой» внешне почти полная его копия.
Для снижения веса корпус американского аппарата изготовлен из композитных материалов с керамической теплозащитой. Нынешний вариант Dream Chaser – грузовой. В нем есть герметичный отсек и отстреливаемый грузовой модуль Shooting Star («Падающая звезда»). В целом шаттл способен поднять на низкую околоземную орбиту свыше 5 тонн грузов, а вернуть – около 1,8 тонны. Еще 3,4 тонны помещаются в модуле, который перед входом в атмосферу сбрасывают, и он сгорает. Так будут утилизировать отходы. Компания Sierra Nevada, подразделением которой стала Sierra Space, уже заключила контракт с НАСА на семь полетов для пополнения запасов на Международной космической станции, начиная с 2023 года. К этому времени Dream Chaser планируется подготовить также к возможности перевозить пассажиров. Будущая пассажирская версия сможет доставлять в космос до семи человек в герметичном отсеке.
«Бегущего за мечтой» планируют выводить в космос ракетами Vulcan и Атлас-5. В отличие от Space Shuttle, которые крепились к корпусу ракеты-носителя сбоку, Dream Chaser займет место на вершине первой ступени. Именно такой компоновки с носителем придерживались и советские конструкторы. Посадка — горизонтальная, самолетная выполняется на любые взлетно-посадочные полосы, длина которых не должна быть меньше 2,5 километра.
Американские военные уже более полувека изучают возможности перемещения военных и их снаряжения на космических кораблях. Пока все имевшиеся предложения их не удовлетворяли – слишком дорого и ненадежно. Но мечта не оставляет генералов. Ведь военно-транспортному самолету C-17 Globemaster III, чтобы добраться до дальних уголков земного шара, требуется не менее 15 часов. Морскому транспорту – вообще недели. Заманчиво получить средство доставки, которому требуется максимум пара-тройка часов.
Американские военные не раскрывают своих ожиданий по грузоподъемности военных шаттлов. Очевидно, что на полную загрузку «Бегущего», все пять тонн, рассчитывать им можно лишь в случае выведения грузов на орбиту. А вот при переброске военных и оружия из одной точки планеты в другую вступают в силу серьезные весовые ограничения.
Вероятно, нынешний предел в семь человек экипажа можно отодвинуть и увеличить перебрасываемый контингент. Но общий тоннаж в 1,8 тонны, допустимый при посадке, – жесткий лимит. А это не очень много для военных операций. О переброске танков, бронемашин, артиллерии и речи быть не может. В этом случае речь грузоподъемность требуется в сотни тонн.
Новому шаттлу такие весовые категории не по силам – Dream Chaser на четверть меньше даже списанных Space Shuttle. Его относительно небольшой груз делает транспортировку военного персонала и грузов в любых обстоятельствах непрактичной и не рентабельной.
К тому же, доставив грузы на аэродром с достаточно длинной взлетно-посадочной полосой, шаттл самостоятельно вернуться в исходную точку не сможет. А космодромов в мире радикально меньше, чем аэродромов. Возврат транспортника – не простая задача и не дешевая.
Но в сделке между Пентагоном и компанией Sierra Space смысл все же есть. Это партнерство почти неограниченного военного бюджета и технического интеллекта конструкторов позволит отработать технологии для более крупных и мощных космических кораблей, которые могут появиться в будущем.