Поколенческие проблемы в современной России часто рассматриваются в контексте различий представителей старших возрастных когорт и молодежи. Но есть не менее значимая тема – эволюция взглядов старшего поколения. Ведь нынешние 60-70-летние россияне – это в значительной части электорат Бориса Ельцина на выборах 1991 года (57% при 76%-ной явке) – тогда им было по 30-40 лет. Сторонники демократических перемен, зрители «Взгляда», а несколько ранее – «Покаяния», которое в 1987-м посмотрели почти 14 млн человек.
Так вот про покаяние – на этот раз с маленькой буквы. Представляется, что нынешние подчеркнуто «государственнические» (иногда на грани надрыва) настроения большинства старшего поколения – это своего рода покаяние в сочетании с синдромом недоигранной игры. Покаяние перед предшественниками. В 70-е годы можно было иронизировать над поколением, делавшим ракеты и перекрывавшим Енисей – но для нынешних старших это великая эпоха, так как на их долю пришлось неизмеримо меньше достижений, свойственных индустриальному обществу. А психология осталась именно «индустриальной» - поэтому новые технологии в банковской сфере или IT не воспринимаются старшим поколением как существенные результаты. А превращение старой фабрики в современное модное пространство вообще представляется деградацией. Отсюда и символическое признание правоты не только военного, но и послевоенного поколений – а также тогдашних консерваторов, которые твердили о едином Союзе как высшей ценности.
Синдром недоигранной игры связан с тем, что в условиях перехода от индустриальной к сервисной экономике не только закрылись многие предприятия, но и поломались жизненные стратегии, которые были легитимными, соответствующими представлениям советского человека о должном. Тогда об этом мало кто задумывался – многие считали, что пройдет несколько трудных лет и все вернется на круги своя (только без дефицита в магазинах и с более достойными зарплатами – как «у них», на Западе). Потом выяснилось, что возвращения не будет (более того, число закрывавшихся в рамках деиндустриализации предприятий увеличивалось) – и появилась фрустрация, которая с годами только усиливалась. В том числе и потому, что молодые разделяли ее все меньше и жили «не для совести» - вспомним Савву Игнатьевича из «Покровских ворот», который противопоставлял радость и совесть.