Иван Зубов
Любопытные события развиваются в последние дни вокруг Белоярской АЭС. Вчера, 10 октября заместитель директора этой станции Денис Васькин был арестован сотрудниками УФСБ по подозрению в получении взятки в 2 млн руб. Это довольно странно, если учесть, что еще два дня назад российские СМИ торжественно рапортовали о том, что в стране созданы «вечные ядерные реакторы», и первый из них - БН-800 - был выведен на номинальный уровень мощности именно на Белоярской АЭС.
Источником его энергии для него выступает вторично переработанное топливо, от элементов оружия массового поражения до отработанных компонентов классические атомных электростанций. Это топливо названо МОКС-топливом. Сырьём для его производства выступают диоксид плутония, получаемый при переработке ядерных отходов традиционных реакторов ВВЭР, а также утилизированного ядерного оружия, и оксид обедненного урана (получается путем обесфторивания гексафторида урана-238, так называемых вторичных «хвостов» обогатительного производства).
Сообщается, что российские ученые смогли создать практически безотходную ядерную энергетику с использованием урана - 238, которого хватит на миллионы лет.
При этом СМИ утверждают, что ядерная энергетика остается самым приоритетным и экологичным направлением развития отрасли, и в конце концов заменит собой все остальные способы генерации электричества. Причем российские специалисты и госкомпании занимают в этой области ведущие позиции, и лидерство нашего государства неоспоримо.
Однако эксперты канала «Бабр. Дальше некуда» усомнились в таких выводах, и так прокомментировали это, на первый взгляд, сенсационное событие:
«Росатом умалчивает о том, что реакторы БН-800 экономически невыгодны. У реакторов этого типа стоимость 1 кВт установленной мощности в полтора раза больше, чем у традиционных атомных реакторов. У БН-800 существенно более дорогое топливо, так как для производства МОКС-топлива требуется уран высокого обогащения. У БН-800 гораздо выше затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, что связано с использованием в качестве теплоносителя не воды, а металлического натрия. И наконец у БН-800 существенно ниже коэффициент использования установленной мощности из-за короткого топливного цикла.
Каждые шесть месяцев этот реактор нужно полностью останавливать для перегрузки топлива.
Эксперименты с реакторами на быстрых нейтронах начались в СССР еще в конце 1970-х годов и сопровождались многочисленным авариями…»