Posted 10 октября 2022, 10:08
Published 10 октября 2022, 10:08
Modified 7 марта, 11:57
Updated 7 марта, 11:57
Екатерина Максимова
Российская сторона вложит 40 млрд долларов в строительство газопровода и установок для для производства сжиженного природного газа в Иране, часть инвестиций (4 млрд долларов) будет направлена на разработку иранского месторождения.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов предложил обратиться к меморандуму об энергетическом сотрудничестве, который еще летом подписали представители ПАО "Газпром" и Национальная иранская нефтяная компания (NIOC ). "В этом плане очевидно, какая российская компания, скорее всего, будет выступать в качестве основного инвестора и оператора проекта со стороны РФ", - пояснил Фролов.
По его оценке, сроки реализации подобных проектов (от технико-экономического обоснования до реализации) занимают не менее 5-6 лет. "Это проект на ближайшее десятилетие", - уточняет заместитель гендиректора Института национальной энергетики.
По его мнению, финансировать иранский проект ПАО "Газпром" будет за счет заемных средств. "Это будут банковские кредиты. Возможно, под проект будут созданы какие-то финансовые организации в РФ. Возможно и кредитование со стороны финансовых структур, расположенных в азиатско-тихоокеанском регионе", - полагает Александр Фролов.
Будущую модель экспорта российского газа еще весной 2022 года четко обозначил президент Владимир Путин. Если коротко, то основной тренд звучит так: "Россия идет на Восток". И в ближайшие годы страна переориентирует экспорт нефти и газа с европейского рынка на быстрорастущие рынки юга и востока.
При этом Александр Фролов отмечает, что проект между Ираном и Россией интересен РФ как с коммерческой точки зрения, так и стратегической.
В первом случае эксперт напомнил, что в рамках заключенного ранее меморандума стороны обсуждали возможность своповых операций (то есть иранский газ маркируется как российский, а иранский, как российский, - прим. ред) при отправках на рынки.
Что касается долгосрочной стратегии, то Иран, учитывая его географическое местоположение, может упростить доступ российского газа на рынки Пакистана и Индии. Проще говоря, речь идет о поставках газа по трубопроводу, минуя стадию производства СПГ.
"Для России Иран интересен как ключевой партнер, который повысит эффективность теоретически возможных трубопроводных проектов, а также позволит расширить проекты в области СПГ. Участие Ирана позволит кратно увеличить возможность трубопровода, продлить его до РФ и, по сути, объединить трех крупных поставщиков газа в Пакистан и Индию. А "тройка" крупных поставщиков - это РФ, Туркмения и Иран", - объяснил Фролов.
Стоит напомнить, что в данный момент существуют различные проекты, позволяющие увеличить поставки газа в Пакистан и Индию. Это давно обсуждаемый трубопровод ТАПИ через Афганистан (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) и проекты СПГ.
По оценке Александра Фролова, прямой выход России на рынки Индии и Пакистана - долгосрочная и стратегическая цель. "Это потенциально гигантские рынки, сопоставимые по емкости с китайским рынком, на который уже переориентировался "Газпром". Да, вряд ли они - Индия и Пакистан, в ближайшие годы смогут достичь китайских показателей, но если перед ними откроется мощный источник газа в виде "тройки" Туркмения, Россия, Иран, то, я полагаю, они смогут реализовать те планы в экономике, которые у них были ранее", - резюмировал Фролов.
Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, напоминает, что Иран обладает второй по величине ресурсной базой в газовой отрасли: на долю страны приходится 17,1% общемировых запасов газа, тогда как доля в добыче составляет «лишь» 5,4%, согласно Обзору мировой энергетики BP.
"Нарастить добычу Ирану мешает нехватка экспортной инфраструктуры, вызванная, в том числе, западными санкциями. Например, в 2018 году, вскоре после выхода США из иранской ядерной сделки, был отложен проект Iran LNG, который предполагал ежегодное производство 10,8 млн т сжиженного природного газа (СПГ): из проекта тогда вышли главный инвестор (французская Total) и основной технологический партнер (немецкая Linde). Неслучайно в Иране вообще нет экспортных мощностей по сжижению газа, тогда как соседний Катар занимает второе место по его производству (с глобальной долей в 20,7% против 20,9% у Австралии, согласно данным за 2021 г.)", - объясняет эксперт.
Кирилл Родионов, оценивая российско-иранский проект, также отмечает, то у России нет собственных мощностей для крупнотоннажного производства СПГ. "Российские технологии используются пока лишь для мало- среднетоннажных проектов (мощностью не более 1 млн т в год), таких как Магнитогорск СПГ, оборудование для которого поставляло НПО «ГЕЛИЙМАШ», или четвертая очередь «Ямал СПГ», построенная с использованием технологии Арктический каскад, позволяющей использовать в производстве СПГ естественный холод. Поэтому, если проект действительно будет реализован, скорее всего, он предполагать строительство несколько малых заводов по производству СПГ", - считает Кирилл Родионов.
"Новые Известия" сообщали, что на фоне специальной военной операции "Газпром" практически обнулил поставки газа в Европу. До 24 февраля российская корпорация-гигант поставляла газ в еврозону по "Северному потоку" (мощность 55 млрд кубометров в год), по газопроводу "Ямал-Европа"(мощность 32 млрд кубометров в год), газопроводу "Турецкий поток" (мощность 16 млрд кубометров в год). Также газ по двум веткам шел транзитом через Украину.
"Северные потоки" 26 сентября из-за серии взрывов были выведены из строя. "Ямал-Европа" остановлен из-за санкций ЕС против России.
"Газпром", окончательно потеряв европейский рынок, по итогам 9 месяцев 2022 года сократил добычу газа на 17,1% (до 313,3 млрд кубометров). Это наихудший показатель за последние годы. Экспорт газа в страны Евросоюза за девять месяцев текущего года сократился более чем на 40% (это минус 58,9 млрд куб.м газа).
На фоне этого корпорация отчитывается о росте экспорта газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири". В 2022 году, судя по планам, по "Силе Сибири" поставки ожидаются на уровне 15 млрд куб.м газа, но данный показатель, вероятнее всего, будет превышен. А уже к 2024 году поставки по магистральному газопроводу "Сила Сибири" должны составить почти 40 млрд кубометров в год.