Александр Сычев
Соответствующее соглашение касалось не только военных кораблей, но также сотрудничества по совместным проектам строительства беспилотных летательных аппаратов и всех типов турбинных двигателей.
Первоначально планировалось, что к концу нынешнего года корабль, лишь частично оборудованный, будет отбуксирован на украинскую судоверфь, где и предполагалось завершить его строительство. В течение будущего года корвет должны были оснастить всем недостающим оборудованием и вооружением и передать на государственные испытания. Теперь же эти планы осуществить не получится – российский военно-морской флот не пропустит корабль к украинским берегам.
В конструкции турецких корветов использованы технологии, позволяющие снизить их радиолокационную видимость. Разрабатывали корабли для борьбы с подводными лодками в прибрежных водах, а также для патрулирования в открытом море. Первоначально они предназначались исключительно для турецких военно-морских сил, но корабль получился неплохим, и на него обратили внимание зарубежные покупатели. Тем более что турецкий корвет, хоть и схож по конструкции и боевому применению с американскими литоральными кораблями типа Freedom, разработанными компанией Lockheed Martin, имеет более мощное вооружение, радарные и сонарные системы.
Турецкие корабли приводят в движение двигательные установки, в которые входят газовая турбина мощностью 31 тыс. лошадиных сил и два дизеля по 5790 лошадиных сил. Каждый дизельный двигатель приводит в движение один винт.
Двигательная система организована так, что корвет может плавать только с использованием дизелей, только на газовой турбине, но есть также функция совмещенной работы всего силового агрегата. При включении дизелей и турбины комбинированная мощность достигает почти 39 тыс. лошадиных сил.
На своем корвете турки установили Интегрированную корабельную боевую систему управления GENESIS (Gemi Entegre Savaş İdare Sistemi) и сетевую систему управления боем, разработанные компанией Havelsan. Военные корабли проекта MİLGEM имеют внутри корпусный гидролокатор, разработанный Фондом научных и технологических исследований Турции.
Долгое время официальный Киев хранил молчание по поводу систем вооружения, которые планировалось установить на корветы после их прибытия на украинские судоверфи. Теперь, похоже, гриф секретности с информации снят. Видимо, сочли, что все равно корабли получить не получится.
Построенные в Турции корветы планировалось оснастить американскими противокорабельными крылатыми ракетами Harpoon в качестве основной ударной системы. Если же с американскими ракетами дело не выгорело бы, то в министерстве обороны Украины не исключают возможности остановить свой выбор на турецкой ракете большой дальности Atmaca или норвежской Naval Strike Missile (NSM). На худой конец, в Киеве готовы использовать собственную противокорабельную ракету Neptune.
В качестве системы противовоздушной обороны упоминается французский корабельный зенитный комплекс VL MICA, запускаемые из шахт вертикального пуска. Однако на нескольких фотографиях спущенного на воду корвета шахты не видны. Не было их и на плакате, который представили прессе во время церемонии закладки корабля.
Помимо перечисленного вооружения украинские военные рассказывают также о 76-миллиметровых автоматических орудиях Super Rapid итальянской компании Leonardo и турецких дистанционно управляемых стабилизированных пулеметах калибра 12,7 миллиметра STAMP, созданных компанией Aselsan. От подводных угроз предполагалось обороняться легкой франко-итальянской торпедой MU90. Максимальная дальность поражения – до 25 километров.
Но все эти планы, похоже, безнадежно устарели. Что украинское правительство теперь намерено делать с построенным корветом, не сообщается. Возможно, решит достроить в Турции – финансовых ресурсов, которые Киеву передает Вашингтон, вполне хватит. А дальше? Неравный бой? Скитание по чужим портам? Продажа всем желающим? Вопрос открыт, но ответ будет дан достаточно скоро.