Иван Зубов
На прошедшей неделе в Госдуму группой депутатов внесен законопроект о мерах поддержки молодых ученых. Законопроект определяет правовой статус молодого ученого и меры поддержки молодежи, которая занимается наукой.
Эксперты канала «Наука и университеты» так отозвались на эту новость:
«Внесение этого документа как раз в те дни, когда аспиранты, молодые кандидаты и доктора наук ждут только новостей о возможном освобождении от частичной мобилизации, выглядит, на наш взгляд, форменным издевательством. Сначала освободите молодых ученых от участия в СВО, а о преференциях для них можно будет подумать и позднее…»
В самом деле, научное сообщество выражает сильнейшую обеспокоенность тем фактом, что частичная мобилизация распространяется на ученых в то время, как российская наука и так переживает крайне тяжелые дни. Микробиолог и научный журналист Ирина Якутенко приводит в своем блоге только один пример их своей области: ученых-биологов, обладателей научных степеней мобилизуют в подразделения РХБЗ (радиационной, химической и биологической защиты):
«Отлично оттеняет нобелевскую неделю, я считаю. (На всякий случай: не фейк, имеются личные подтверждения).
Одно уточнение, так как многих испугала аббревиатура РХБЗ: по двум случаям невозможно делать выводы о всей выборке. Мы не знаем, сколько людей и каких учетных специальностей еще призывают. Мне тут куда меньше нравится, что призывают ученых, руководящих грантами РНФ. Понимаю, что в военкоматах эти слова мало кому что говорят, но, если по-простому, это самые перспективные кадры отечественной науки. И в этой ситуации не так важно, в войсках био- и химзащиты их призывают или в пехоту…»
Эксперты задаются вопросом, можно ли уберечь ученых от частичной мобилизации хотя частично?
«Заявления, что кандидаты и доктора наук будут освобождены от частичной мобилизации, уже прозвучали. Не беремся оценивать вероятность появления соответствующих документов, попытаемся только прикинуть, сколько людей с учеными степенями смогут получить освобождение, если ожидаемые документы появятся.
По опубликованным расчетам, число докторов и кандидатов наук в России может оцениваться цифрами 70 тысяч и 470 тысяч человек соответственно, что в сумме составляет 540 000 человек. Если из этого количества вычесть невоеннообязанных женщин, мужчин, которые в силу возраста или здоровья уже освобождены от призыва, а также тех, кто в последнее время покинул страну, то, наверное, претендующих на отсрочку можно оценить в половину, т.е. примерно в 270 тысяч. Большая для призыва эта цифра или нет – судите сами.
Уже раздаются голоса, что освобождать от частичной мобилизации нужно не всех «доцентов с кандидатами», а только тех, кто занят в науке и высшем образовании. В этом случае количество претендующих на освобождение резко уменьшится (примерно до 100 тысяч человек), так как, по имеющимся оценкам, только 30% кандидатов наук после защиты остаются работать в науке и образовании.
Однако, на наш взгляд, локализация отсрочки от частичной мобилизации только в секторах науки и высшего образования – решение крайне неудачное, ибо создаст дополнительную социальную напряженность. Ведь кандидаты и доктора наук работают на высокотехнологичных предприятиях различных отраслей, в практическом здравоохранении, в организациях сферы культуры, общего и среднего профессионального образования…»
Более того, существует еще и такая категория молодых ученых, как аспиранты, которых, согласно Росстату в стране в конце 2021 года было чуть больше 90 тысяч человек. Как быть с ними? Увы, этого никто толком не знает.
Один из комментаторов пишет по этому поводу:
«Так уж с древних времён устроено общество, что у разных социальных слоёв разная социальная ценность. Неверное понимание этого всегда в истории приводило к исчезновению с карты целых государств.
Хотели бы дать бронь - уже бы дали. Не понятно, что мешает. Учитывая, что очень много женщин и стариков среди остепененных - отсрочка понадобится небольшому числу людей, если без аспирантов, а с аспирантами, конечно, большему числу, но тоже статистически особо не значимому числу в масштабах страны. + среди остепененных есть добровольцы, и им уверен, что нельзя мешать попасть на линию соприкосновения независимо от возраста и остепененности.
Если бы была директива мобилизованных остепенненых отправлять только в тыл страны на замещение кадровых военных, отправленных на СВО - это бы значительно смягчило ситуацию. Но на сегодняшний день речь именно о направлении на линию соприкосновения. Поэтому получится, что молодых и наиболее перспективных докторов и кандидатов - почти гарантировано на убой. А пожилые сами помрут от ковида, реформ и т.п. У нас в области смертность пожилых учёных очень высока. В основном инфаркты, инсульты и обострения болезней от новых реформ и трансформаций в образовании и ковида. Так что видимо демонтаж Высшего образования в стране идёт по плану.
Будем надеяться, что я неправ, поскольку о повестках знакомым учёным пока не слышал. Но как начнётся - думаю надо писать во все каналы и инстанции конкретные факты, чтобы хоть как-то привлечь внимание широкой общественности к этой острой проблемы. Ну а если научное сообщество вообще настолько импотентно, что допускает с собой такое обращение, то жаль. Значит будет пушечным мясом и будет быстро исчезать. Не думаю, что стране, да и миру от этого будет какая-то польза.