Posted 29 сентября 2022,, 11:14

Published 29 сентября 2022,, 11:14

Modified 23 декабря 2022,, 13:54

Updated 23 декабря 2022,, 13:54

Минусы от слияния: считаем, сколько новый Соцфонд заберет из наших карманов

Минусы от слияния: считаем, сколько новый Соцфонд заберет из наших карманов

29 сентября 2022, 11:14
Фото: salsknews.ru
Тихо и незаметно произошли большие изменения в сфере соцподдержки населения: уже с 2023 года Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования будут объединены в один Социальный фонд. Что это слияние изменит и как повлияет на жизнь простых граждан?
Сюжет
Деньги

Виктория Павлова

Почему на эти перемены общество не обратило внимания, понятно: пока идёт СВО – не до таких «мелочей». К тому же объединение фондов вроде как должно помочь людям. ПФР и ФСС сейчас имеют часто схожие, почти дублирующиеся функции. Например, для проживающих на Севере пенсионеров ПФР оплачивает проезд к месту отдыха, а ФСС – к месту лечения. Пенсию по инвалидности выплачивает ПФР, а средства реабилитации, включая протезы и коляски – ФСС. И так далее. Теперь за все подобные выплаты будет отвечать один фонд. Удобно.

Бизнес тоже не протестовал, поскольку упрощается администрирование. Больше не надо отдельно учитывать платежи в разные фонды по разным ставкам. Просто плати 30% от зарплаты сотрудника (сумма прежних платежей по базовым ставкам также равнялась 30%) и никаких проблем. В единый платёж также включены взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. Тоже удобно! Тем более, что у Российского союза промышленников и предпринимателей ранее была договорённость о том, что фискальная нагрузка на бизнес останется примерно на прежнем уровне. Нет поводов для волнения…

Но вот на днях правительство представило проект закона «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов. Административные изменения сюрприза не преподнесли, но вот их параметры – совсем другое дело. Бизнес, который столько раз говорил, что страховые отчисления в России выбивают всю их экономику и не дают возможности развиваться, не дают возможности легально оформлять сотрудников, получит очередное увеличение нагрузки. Изымать сверхприбыли у нефтегазового сектора не выходит – в ход идут все попавшиеся способы увеличения «надоев».

В большинстве развитых стран действует правило: больше зарабатываешь – больше платишь. Но в случае социальных сборов в России всё наоборот: самые большие отчисления приходятся на людей с относительно небольшой зарплатой. А люди с солидным доходом получают льготы. С одной стороны, социальная справедливость от этого очень сильно хромает, с другой стороны бизнес получает стимул к официальному повышению зарплат. Сейчас взносы в ПФР составляют 22% от зарплаты сотрудника до тех пор, пока сумма начисленных с начала года зарплат (по каждому сотруднику отдельно) не достигнет 1,565 млн рублей. При превышении этой суммы работодатель платит взносы по льготной ставке в 10%. То есть получить льготу можно, если зарплата сотрудника составляет 130417 руб. в месяц и более. Для взносов в ФСС льгота наступает ещё раньше. Стандартная ставка составляет 2,9% от зарплаты, но после того, как сумма зарплат в течение года достигнет 1,032 млн рублей, отчисления в ФСС платить не надо вовсе – ставка обнуляется. В ФОМС просто направляется 5,1% от зарплаты без всяких условий и ограничений.

Новая формула выглядит так: стандартная ставка – 30% от зарплаты. А когда сумма зарплат, начисленных с начала года, достигнет 1,917 млн рублей, то работодатель переходит на льготную ставку в 15,1% от зарплаты. Всё куда проще нынешних сложных расчётов. Но новый лимит, дающий право на льготу, на 22,5% больше прежнего лимита взносов в ПФР и на 85,7% больше прежнего лимита ФСС.

Что это означает на практике? Возьмём, например, квалифицированного специалиста, условного айтишника с бронью от мобилизации и зарплатой 150 тыс. рублей на руки. С учётом налогов работодатель перечисляет 172,4 тыс. рублей. Ещё 37,93 тыс. работодатель ежемесячно платит в ПФР с января по сентябрь включительно. Далее достигается установленный порог, и ежемесячные сборы снижаются до 17,2 тыс. рублей. За год в ПФР работодатель заплатит 392,97 тыс. рублей. Сборы в ФСС по полной ставке работодатель будет платить на протяжении 6 месяцев, они составят 30 тыс. рублей. С июля в данном примере они обнулятся – за полгода как раз набежит зарплата на 1,032 млн рублей. Выплаты в ФОМС составят просто 105,5 тыс. рублей. Итого за год работодатель заплатит 528,47 тыс. рублей.

Со следующего года работодатель за такого специалиста по полной ставке будет платить до начала декабря. И только часть последнего месяца по льготной ставке. Совокупные отчисления составят 595,9 тыс. рублей. Переплата – 67,43 тыс. рублей в год или 12,8%. Бизнес, а вместе с тем и работающих людей, просто обманули. Желание повысить зарплату сотрудникам у работодателей явно поубавится после того, как посчитают сопутствующие платежи. Есть, конечно, альтернативный вариант – уход в тень и отказ от выплат в Соцфонд на свой страх и риск.

Даже если бы просто оставили имеющийся порог в 1,565 млн, то по мнению Минтруда это привело бы к повышению фискальной нагрузки на 12,9% работодателей и 9,6% работников, а средняя сумма переплаты в пользу государства составила бы 1,2 тыс. рублей в год. Но по факту переплата выходит куда существенней. Более того, в 2024 году верхняя планка будет задрана до 2,065 млн рублей, а в 2025 году – до 2,209 млн рублей.

РСПП ещё жалуется на то, что подобные изменения правительство не обсуждало с бизнесом и профсоюзами. Документ был вынесен на рассмотрение Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений уже после согласования в правительстве. Также, по мнению РСПП, подобная тарификация противоречит Налоговому кодексу, который лишь предусматривает индексацию на величину роста средней зарплаты.

Почему так сложилось? Минфин отвечает кратко. Потому что нужны деньги. Никакого другого объяснения этому самоуправству ведомство Антона Силуанова не дало. Иначе не выполнить все социальные обязательства. Люди уходят на СВО по мобилизации, выпадают из экономики – денег фонды получают меньше. А вот платить пенсии ветеранам и раненым придётся. А уж если маткапитал повысят… В 2022 году доходы ПФР должны составить 10032 млрд рублей, а доходы ФСС – 988,1 млрд. Вместе они получат 11,02 трлн рублей. А бюджет Соцфонда на 2023 год предусматривает доходы в объёме 13,371 трлн рублей. На 21,3% больше! Нетленный анекдот про дойку и кормёжку коровы вновь обретает свою популярность. Но есть нюанс: люди – не коровы, они стремятся находить наиболее выгодные пути для себя, которые могут привести к сокращению официальных зарплат.

"