Ирина Мишина
Документ уже опубликован, одобрен председателем Госдумы и направлен в профильный комитет. Напомним: его внесло законодательное собрание Республики Башкортостан и депутаты Эльвира Аиткулова и Римма Утяшева. Первая - кандидат филологических наук, вторая врач-гинеколог.
В случае принятия законопроекта пропаганда чайлдфри попадет под запрет и будет грозить штрафом в размере от 2 до 3 тыс. рублей для физлиц и от 20 до 50 тыс. рублей юридическим лицам. Идеология чайлдфри будет запрещена к упоминанию и демонстрации в СМИ, художественных произведениях и на других сервисах.
Как заявила сенатор Маргарита Павлова, этот законопроект необходим из-за нового контента в интернете, который пока не попадает под определение противоправного, но который несет угрозу и набирает силу. Кстати, прокуратура заставила "ВКонтакте" заблокировать группы чайлдфри.
Интересно, что в день регистрации законопроекта в Госдуме тему «чайлдфри» подняли и на Восточном экономическом форуме. Заместитель полпреда на Дальнем Востоке Григорий Куранов поведал школьникам и студентам про «золотой миллиард». По его словам, на Западе хотят придумать «искусственный вирус, который будет вызывать бесплодие», поскольку там хотят «сократить население мира до миллиарда». «В России, по их расчетам, должны остаться 50 млн», — сказал Куранов. По его мнению, Россия обязана противопоставить всему этому традиционные семейные ценности.
А что, может, и правда в падении рождаемости и «депопуляции» виноваты чайлдфри?
С рождаемостью у нас и правда в последнее время беда. «В нынешнем году коэффициент суммарной рождаемости в России на одну женщину снизился на 3-4%. Уровень 1, 50 ребенка на одну женщину, который в течение 3-х лет был на месте, сейчас пошел вниз и приблизился примерно к 1, 44, а это соответственно уровень 2007-2008 годов. При этом снизилась рождаемость первых детей. Рождаемость вторых детей сейчас выше, чем тогда, а третьих и последующих выше более, чем вдвое в сравнении с 2007-2008 годами. Выросла многодетность, но повысилась и бездетность. Ситуация со смертностью пока остается не ясной. За август умерло около 148 тысяч человек, за сентябрь ожидается около 152 тысяч. Будут ли считаться военные потери и будут ли их учитывать полностью, пока вопрос», - рассказал «НИ» демограф Алексей Ракша.
Но в последнее время возник еще один фактор, который может повлиять на снижение рождаемости. Это массовая эмиграция из России мужчин после объявления частичной мобилизации 21 сентября. Как стало известно, в Казахстан за последнюю неделю уехали 98 тысяч россиян, в Грузию 53 тысячи, в Финляндию 43 тысячи, в Монголию 3,8 тысяч. И это еще не все. Данных по Турции, Армении, Азербайджану нет, а ведь туда тоже массово уезжали. Эмигранты - в подавляющем большинстве мужчины, потенциальные отцы. Это тоже, вероятно, скажется на снижении рождаемости в ближайшее время. Однако, законотворцы продолжают винить во всех демографических бедах чайлдфри. Например, сенатор Маргарита Павлова уверяет: «Под видом защиты нарушенных прав женщин очерняются традиционные семейные ценности и роль женщины в семье — так называемый радикальный феминизм. Под видом свободы выбора пропагандируется отказ от создания семьи и рождения детей — чайлдфри».
Но давайте для начала разберемся, кто такие чайлдфри, что они исповедуют и насколько опасны.
Анастасия, иллюстратор, признается: «Люди будут заводить детей, когда им не будет страшно. Заводить детей — не в этом обществе, не в этом государстве. Ни за что. Я смотрю, как в моем городке «оптимизируют» систему здравоохранения… Вся моя семья и я сама работали в школьном и внешкольном образовании, и я изнутри вижу, какой бессмысленный и беспощадный кошмар приходит в школы «сверху». Я вижу, как школьное образование не реформируют, а уничтожают планомерно уже многие годы. Меня пугает отношение к женщинам в нашем здравоохранении вообще и в гинекологии в частности. Нет никакой уверенности в будущем. Это не пропаганда чайлдфри меня сделала такой, это жизнь в России меня сделала такой. Запрет так называемой пропаганды ничего не изменит. А чем больше призывают рожать на благо государства — тем большее отторжение это вызывает, и не у меня одной. Люди будут заводить детей, когда им не будет страшно».
Эдвард Лисовский, основатель движения чайлдфри в России объясняет: «Я отношу себя к чайлдфри около 10 лет, первое сообщество тоже открыл тогда же. На данный момент я в отношениях, детей нет и не планирую, не пропагандирую, чтобы люди не заводили детей, но считаю, что у каждого должен быть выбор. После большого количества интервью поступали угрозы расправы… Виталий Милонов говорил, что меня посадят. Когда у нас было около миллиона подписчиков, заблокировали наше сообщество без обоснования… Вопрос состоит в том, как будут выполняться механизмы самого закона. Он может стать неким рычагом для того, чтобы посадить человека за репост, как это обычно бывает. Может быть, кто-то напишет: «Как я рад тому, что у меня нет детей», — и это могут воспринять как лозунг и завести уголовное дело. Не понятна механика оценки: по какому параметру будут определять радикальность.
Мария Арбатова, писательница, общественная деятельница: «Чайлдфри с точки зрения психологии - это люди, не сумевшие справиться с детскими травмами, для которых невозможно снова оказаться в паре «ребенок-взрослый». Сама мысль об этой возможности вызывает у них колоссальную тревожность. Гипотетически им могла бы помочь квалифицированная психотерапия, но они не думают в эту сторону».
Тем временем, у многих возникает вопрос о правомерности такого законопроекта и его соответствия действующей российской Конституции. Эксперты уже обращают внимание на некоторые разночтения. Так, глава 2 Конституции России, ст. 17 п. 2 гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
«В случае с движением чайлдфри Маргарита Павлова защищает права несуществующих детей в ущерб правам граждан России, по той или иной причине отказавшихся от деторождения. Ни феминистки, ни чайлдфри никогда не призывали никого убивать, это нужно отметить отдельно. Но госпожа сенаторша предлагает запретить убеждения, что также противоречит Конституции», — пояснила экс-депутат Оксана Пушкина.
Писательница и общественная деятельница Мария Арбатова предостерегает от вероятности «охоты» на новых врагов в обществе. Ведь не секрет, что исполнение законов у нас часто оборачивается кампаниями с уголовными последствиями.
«Чайлдфри – это не идеология, а субкультура людей, объединённых общими взглядами. И немалую роль в этом играет патриархальное общество, которое начинает прессовать и унижать девочку, закончившую школу, вопросами, скоро ли она выйдет замуж и станет матерью. Дискриминируемые подобным общественным контролем женщины объединились в субкультуру, чтобы поддерживать друг друга и позиционировать право на собственный выбор. Но что бы они ни писали в своих блогах, спропагандировать в сторону бездетности невозможно. Если бы инстинкту продолжения рода угрожали такие смешнее вещи, человеческая популяция не выжила бы. Сама идея государства командовать репродуктивной функцией – это средневековье. Ведь любое общество – это аналог таблицы Менделеева, и задача государства, чтобы в нём уживались, не унижая друг друга, люди с самыми разными жизненными стратегиями, находящимися в правовом поле», - считает Мария Арбатова.
К тому же чайлдфри – это зачастую люди, которые временно отказываются от деторождения в силу профессии или жизненных обстоятельств. «Это актрисы, спортсменки, артистки балета и т.д. Это также бизнес-леди, живущие по жёсткому графику, в котором нет места для детей. Считаю, что это более ответственное отношение к детям, чем отношение женщин, рожающих детей, которые им не нужны. Мы свежие свидетели очередного школьного расстрела. И важно помнить, что все эти расстрелы и другие чудовищные преступления совершают ненужные недолюбленные дети. В результате из-за одних безответственных родителей детей теряют настоящие родители. Людям, создающим нелепые законы, важно осознать эту чудовищную арифметику», - заявила «НИ» Мария Арбатова..
Возможно, не случайно, что этот закон был предложен в тот период, когда Россия начала строить тесные отношения с исламскими государствами, где женщина в большинстве случаев лишена самых элементарных прав. Примечательно, что Россия при этом отказывается комментировать чудовищные преступления, совершаемые в этих странах властью против женщин. При том, что наша Конституция гарантирует равноправие полов. И это делает нас особенно чувствительными к законам, ограничивающих свободу женщин.
Ну, а что касается самого закона, то его обсуждение на телевидении обернулось казусом. Как рассказывает Мария Арбатова, на вопрос, кто сталкивался в своей жизни с чайлдфри, никто из 8 экспертов и двух ведущих, присутствовавших в студии, не смог ответить утвердительно.