Екатерина Максимова
Портал auto.ru напомнил, что в России давно существует такое понятие, как военно-транспортная обязанность.
Судьбу "военнообязанных" автомобилей регламентирует приказ министра обороны №151 от 2014 года. Вот так дословно звучит формулировка данного документа: "Об утверждении перечня транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям, и Порядка учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям".
"В этом перечне 5 разделов: колесные транспортные средства, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, тракторы, дорожно-строительные машины и механизмы, подъемно-транспортные машины и механизмы, а также другие машины и механизмы. Каждый раздел содержит перечень конкретных транспортных средств, и этот список довольно велик", - напоминает auto.ru.
В число транспортных средств, которые могут быть изъяты, входят автомобили категории M1G — транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и имеющее помимо места водителя, не более восьми мест для сидения. Такой автомобиль должен уметь преодолевать 30-градусный подъем, а также обладать как минимум одним устройством блокирования дифференциала и как минимум одной передней и одной задней осью, механизм которых делает возможным их синхронный привод.
Под описание таких машин попадают практически все внедорожники, на которых сегодня передвигаются россияне.
Напомним, в России насчитывается примерно 11 млн кроссоверов и внедорожников.
"Также в перечень попадают более крупные машины категории N1G, требования к которым чуть проще: полный привод, одна блокировка и возможность преоделения 25-процентного подъёма. Сюда входят, например, все УАЗы, а также полноприводные «Соболи» и «ГАЗели»", - отмечает auto.ru.
Под "мобилизацию" попадают также автобусы категории М2 и М3, то есть большинство пассажирских автобусов.
О том, какой конкретно автомобиль может состоять на воинском учете, владельцы транспортных средств чаще всего даже не догадываются. Все необходимые сведения военный комиссариат, пишет auto.ru, получает из базы ГИБДД.
"Отдельно ставить на военный учет внедорожники и кроссоверы, а также автобусы и спецтехнику, как это требовалось раньше, сейчас не требуется: эту информацию военкомат также получит из ГИБДД. Поэтому и при постановке машины на регистрационный учёт инспектор МРЭО не вправе требовать какой-либо документ из военкомата", - пишет издание.
Причина изъятия автомобиля у владельца максимально проста: есть необходимость, в таком автомобиле нуждается армия. Этого по вышеуказанному закону вполне достаточно, чтобы запустить процедуру изъятия транспортного средства.
"А потом — компенсировать владельцу возможные издержки. Однако чётко прописанного в законах порядка действий при такой потребности нет", - уточняет auto.ru.
Вероятнее всего, если речь пойдет о "призыве" автомобилей, то первым в списке будет автопарк муниципальных, региональных и федеральных органов власти. Затем подключат бизнес, и только потом со своими джипами придется расставаться рядовым россиянам. "Сам по себе порядок изъятия транспортных средств и компенсаций за них должен быть прописан в приказах о мобилизации в регионах. До тех пор, пока этим меры нигде не прописаны, забрать автомобиль у владельца никто не может", - резюмирует auto.ru.