"Мы видим финишную черту. Мы в победной позиции. Но сейчас хуже всего было бы прекратить бег", - заявил он.
Несмотря на постепенное снижение уровня смертности от COVID-19 во всем мире, который в настоящее время демонстрирует минимальные значения начиная с марта 2020 года, расслабляться действительно рано. Теперь миллионы переболевших ковидом сталкиваются с не менее опасным врагом. Это так называемый постковид или лонгковид. Отчаиваться не стоит. Похоже, ученые нащупали инструмент решения и этой проблемы – противовирусная терапия.
Согласно официальной статистике, в России COVID-19 перенесло порядка 13% населения, а это более 20 млн человек. В США показатели еще выше.. По их данным, более 40% взрослого населения американцев перенесли коронавирусную инфекцию. Из них почти каждый пятый в течение нескольких месяцев после заражения коронавирусом испытывал усталость и отдышку, а также проблемы с памятью и сознанием, которые стали называть «мозговым туманом».
Комплекс подобных состояний, характеризующийся общим ухудшением здоровья переболевших, принято называть постковид или Long Covid. В ВОЗ отмечают, что те или иные постковидные изнурительные хронические симптомы, влияющие на мозг, сердце, легкие и нервную систему, достаточно продолжительное время (более трех месяцев) сохраняются примерно у 10-20% пациентов, перенесших заболевание.
Эксперты утверждают, что лонгковид, который уже сейчас мешает людям нормально жить, может затягиваться у пациентов на годы. Европейское бюро ВОЗ выступило с призывом активизировать процесс инвестиций в исследования, направленные на решение этой злободневной проблемы.
Для того чтобы помочь ученым ответить на вопрос, сохраняется ли вирус SARS-CoV-2 у пациентов с длительным COVID-19 и связан ли он с наблюдаемыми симптомами, в сентябре 2022 года был создан некоммерческий фонд «Long Covid Research Initiative». К работе уже удалось привлечь миллионы частных инвестиций и десятки ведущих мировых ученых. Опираясь на существующие доказательства того, что SARS-CoV-2 способен сохраняться в течение нескольких месяцев в тканях мозга, легких и кишечнике, исследователи с помощью введения антител, способных связываться с частицами вируса, будут выявлять шиповидный белок SARS-CoV-2 у страдающих от лонгковида пациентов и искать другие биомаркеры для диагностики «скрытой» инфекции.
Задача исследователей не просто отыскать вирусные частицы в организме, но и найти эффективный способ их уничтожения. В Национальном институте здравоохранения США считают, что ответ лежит в области противовирусной терапии, где заявили о запуске клинических исследований для поиска противовирусного средства, способного победить длительно сохраняющийся вирус SARS-CoV-2.
Группа эндокринологов из Армении уже преуспела в этом вопросе. Дело в том, что длительный COVID-19 вызывает самые разнообразные осложнения, в том числе подострый тиреоидит - воспалительное заболевание щитовидной железы. Исследование, в котором приняли участие сорок пять пациенток с диагностированным подострым тиреоидитом различной степени тяжести, развившемся после COVID-19, проводилось в двух клинических центрах Армении в течение 2020-2021 годов. Им было назначено стандартное лечение глюкокортикоидами, дозировку которых постепенно снижали до полной отмены. После отмены почти у половины пациенток возник рецидив заболевания. Армянские эндокринологи, предположив, что рецидивы могут быть связаны с сохранением вируса внутри организма, добавили к лечению противовирусный препарат Арбидол, который в России, согласно рекомендациям Минздрава РФ, применяется для лечения и профилактики COVID-19. Результаты были неожиданными - у всех больных была отмечена стойкая ремиссия.
Врачи пришли к выводу, что при подостром тиреоидите, вызванном COVID-19, лечение глюкокортикоидами необходимо дополнять противовирусными препаратами, что позволит избежать рецидивов.
Способность умифеновира (международное наименование российского препарата) «изгонять» вирус из клеток организма подтверждают и другие исследования. Группа российских ученых смоделировала процесс связывания молекул препарата с так называемым рецептор-связывающим доменом (РСД) «шипа» вируса и доказала его способность создавать надежное препятствие на пути проникновения вируса в клетку. А в результате совместного американо-китайского исследования ученые установили, что молекулы препарата не дают вирусу размножаться.
В условиях, когда ключевой задачей, стоящей перед здравоохранением, стал поиск методов лечения постковидных проявлений, которые облегчат жизнь миллионам людей, использование препаратов, доказавших свою безопасность и имеющих многолетний опыт клинического применения, таких как умифеновир, сможет ускорить решение этой проблемы.