Posted 23 сентября 2022, 12:29
Published 23 сентября 2022, 12:29
Modified 7 марта, 11:53
Updated 7 марта, 11:53
Как пишет издание Politico, то, что эмбарго на драгоценные камни до сих не действует в Европе, отчасти объясняется той ролью, которую играла Бельгия в мировой алмазной отрасли в последние месяцы. Ведь Антверпен на протяжении многих поколений служил основным центром для алмазов, прибывающих в Европу, в том числе из России.
Даже в условиях нынешнего экономического кризиса бельгийские боссы не дистанцировались от алмазной промышленности РФ. Только на прошлой неделе премьер-министр Александр де Кроо выступил с предупреждением Западу: «Любой запрет на алмазы навредит Европе больше, чем Москве».
В апреле руководитель Украины Владимир Зеленский набросился на бельгийских предпринимателей в видео-выступлении перед парламентом страны: «Есть те, для кого российские алмазы, иногда продаваемые в Антверпене, важнее украинцев!» Однако его слова не вызвали большой поддержки среди бельгийских законодателей и бизнесменов.
Между тем, США еще в марте, вскоре после начала военной спецоперации на Украине, запретили импорт «непромышленных» алмазов из России. По указанию президента Джо Байдена, были введены санкции против Сергея Иванова-младшего, исполнительного директора крупнейшей в РФ алмазодобывающей компании «Алроса», и его отца, Сергея Иванова, бывшего руководителя администрации президента России.
Евросоюз санкции в отношении импорта алмазов и бриллиантов из России не принял. Однако, как отмечает портал open-broker.ru, отдельные ювелирные компании сегодня сами отказываются от покупок драгоценных камней и минералов в России. Об этом заявили такие люксовые бренды, как Cartier, Van Cleef & Arpels, Piaget и Jaeger-LeCoultre, входящие в структуру швейцарской группы Richemont, и французская группа Kering, объединяющая ювелирные бренды Boucheron, Pomellato, DoDo и Qeelin. При этом и без санкций экспорт российских алмазов в Европу уже сократился на треть.
Российские алмазы в настоящее время составляют 30% мировой торговли драгоценными камнями. По оценкам Минфина США, в 2021 году алмазы входили в топ-10 неэнергетических экспортных товаров России, на общую сумму более $4,5 млрд.
Наиболее надежными рынками сбыта продукции «Алроса» на сегодняшний день считается Индия, Израиль, ОАЭ и Китай, которые в сумме дают около 43-45% продаж. Плюс внутренний российский рынок - еще 16%.
Целый ряд экспертов полагает, что и сегодня многие участники рынка, в том числе в Европе, не заинтересованы в прямом отказе от российских алмазов и бриллиантов. Однако, учитывая политическую конъюнктуру, они будут максимально дистанцироваться от России, а это в перспективе приведёт лишь к росту цен на драгоценные камни нероссийского производства.