Сергей Баймухаметов
К этой кампании всероссийского масштаба с самого начала сложилось более чем скептическое общее отношение. А ведь перепись - важнейшее общественно полезное и государственное мероприятие. Лев Толстой 20 января 1882 года в газете «Современные известия» оценивал пока еще локальную, только московскую, перепись так: «Цель переписи научная. Перепись есть социологическое исследование. Цель же науки социологии - счастие людей... Цель всякой другой науки есть только знание, а здесь благо людей».
Будучи волонтером, он воочию, близко увидел городскую жизнь: «В Москве нельзя пройти улицы, чтобы не встретить нищих, и особенно нищих, не похожих на деревенских». И призвал всех состоятельных граждан прийти на помощь жителям городских трущоб, сирым и убогим: «Устранить величайшее зло разобщения между нами и нищими».
Статья вызвала громкий резонанс в Москве. «Это не статья, а крик наболевшего сердца, которому совестно, что голодным есть нечего, а он, барин, роскошествует. <…> Здесь к ней резко отнеслись, многие насмешливо, но большинство сочувственно, хотя, конечно, как к утопии», – писал литературный критик и издатель Семен Венгеров.
А первая всеобщая перепись населения Российской империи была проведена только в 1897 году. Официально объявленная цель: «Составить точные понятия о самых различных условиях народной жизни». И теперь она - единственный достоверный источник о численности и составе населения России в конце XIX века.
Принципы и рекомендации, принятые ООН, гласят:
«Перепись населения и жилого фонда играет ключевую роль в государственном управлении». (Выделено мною – С.Б.)
Но наша перепись, проведенная с 15 октября по 14 ноября 2021 года, к этой важнейшей задаче отношения не имеет, не говоря уже о «счастии и благе людей». Все помнят фарсовый скоропалительный отчет о 99%-ном охвате населения. Хотя кругом только и было разговоров, что никто к ним не приходил, ни о чем не спрашивал.
Уже в декабре авторитетная социологическая служба привела результаты опроса: в переписи не приняли участие 42% россиян, в Москве - 73%.
Значит, результаты «нарисовали.
Откуда брали данные о доходе семьи, о размере участка, наличии водопровода, канализации, отопления и так далее? «С потолка». То есть в местных паспортных столах, в материалах прошлых переписей, а то и в самом прямом смысле - в мучительных размышлениях при созерцании потолка.
Но зачем?
Например, понятно, почему по новым правилам учета в 2021 году количество живущих за чертой бедности «сократилось» сразу на 2,8 миллиона – до 16 миллионов. Власть поставила задачу – к 2024 голу снизить уровень бедности в 2 раза. Вот и «снизили». Обыкновенное очковтирательство.
Но при переписи населения вроде бы не ставились конкретные очковтирательские задачи. Следовательно, мы имеем обыкновенное наплевательское отношение к выполнению обязанностей. Кроме «освоения» 32 миллиардов, разумеется.
В народе вместо сложного слова «очковтирательство» употребляют вошедшее в обиход с гулаговских времен понятие «туфта». То есть не работа, а видимость, но вполне оплачиваемая на всех уровнях - от зэковской пайки до чинов и званий лагерного начальства. И теперь журналисты, опираясь на эту «туфту», начнут писать глубокомысленные статьи о нашей жизни? Ученые - анализировать, осмыслять «туфту» и давать правительству рекомендации, а правительство - принимать решения?
И что получится? Нельзя управлять тем, о чем не имеешь представления или имеешь ошибочные сведения. Поэтому власть должна расценивать проведенную перепись как диверсию против системы государственного управления.
Или же государству все равно, пусть катится как катится. Ему и так хорошо…
Посмотрим первые окончательные результаты.
Предварительно напомним: по переписи 2002 года постоянное население России составляло 145,2 миллиона человек. По переписи 2010 года - 142,9 миллиона.
То есть за восемь лет уменьшилось на 2,3 миллиона.
А вот в промежутке между 2010 и 2021 годом - резке увеличилось. Сейчас постоянное население России - 147 182 123 человека. (https://rosstat.gov.ru/folder/56580)
Учтем, что к нам прибавилось население Крыма - 2,4 миллиона. Но и с его учетом вроде бы есть прирост на 2 миллиона. Но - вроде бы.
Потому что одновременно с проводимой переписью тот же Росстат в специальном Бюллетене объявил: численность постоянного населения РФ на 1 января нынешнего года - 145 557 576 человек. (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2022.pdf)
Разница с итогами переписи - 1,6 миллиона.
Причем в предисловии Росстата говорится: «Здесь и далее оценка численности населения приведена без учета итогов Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 1 октября 2021 года».
То есть одна рука Росстата считала так, другая - этак и даже разэтак. Причем, в одно и то же время.
Итого выходит, что за 20 лет у нас населения больше не стало. А если вычесть крымское прибавление, то по сравнению с 2002 годом имеется убыль в 2,5 миллиона.
Одна величина остается постоянной - разница между количеством мужчин и женщин.
В 2010 году численность женщин превышала численность мужчин на 10,8 миллиона.
На 1 января 2022 года и по данным переписи, и по отдельным расчетам Росстата разрыв все тот же - 10,5 миллиона.
Старшие помнят популярную песню 1960-х годов:
Сегодня праздник у девчат:
Сегодня будут танцы!
И щеки девушек горят,
С утра горят румянцем.
Пришли девчонки,
Стоят в сторонке,
Платочки в руках теребят.
Потому что на десять девчонок
По статистике девять ребят.
Да, основано на статистике. Только не девять ребят, а восемь. Демографические последствия потерь мужчин в ходе Второй мировой войны.
По переписи 1959 года женщин в СССР было больше, чем мужчин, на 20,7 миллиона.
Данных по республикам нет. Исходя из общей пропорции населения (всего в СССР - 208,8 миллиона, в РСФСР - 117,5 миллиона), арифметически определяются расчетные данные: женщин в России в 1959 году было больше, чем мужчин, на 11,6 миллиона.
С тех пор такой разрыв и сохраняется. То есть мужчины - «дефицит». Может, поэтому они у нас такие гордые и забывчивые? Включая отсутствие памяти даже о формальных отцовских обязанностях. На сегодняшний день долг по алиментам достиг 156 миллиардов рублей.
В 2002 году в России было 2,5 миллиона матерей-одиночек. По переписи 2010 года - 3 миллиона. А потом… В 2017 году, по данным уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой - уже 5 миллионов.
Что покажут итоги переписи 2021 года?