С каждого понемногу...Кто оплатит дефицит госбюджета

22 сентября 2022, 10:18
Госбюджет с профицитом или незначительным дефицитом остался в прошлом. Впереди – годы острой нехватки средств. Кто все это оплатит? Из чьих карманов будут вытаскивать недостающие ресурсы?

Виктория Павлова

Прошлогодний трёхлетний бюджет предусматривал на 2023 год профицит в размере 299,1 млрд рублей, а на 2024 год дефицит в объёме 522,7 млрд рублей. Вполне неплохо – отклонения небольшие. Но известные события 2022 года вынудили правительство отправить этот документ в помойку и сверстать совершенно новый бюджет. За день до объявления частичной мобилизации Михаил Мишустин огласил его параметры: в 2023 году дефицит составит 2,9 трлн рублей или 2% ВВП. В 2024 году дефицит составит 1,4% ВВП, а в 2025 году – 0,7% ВВП. Но так далеко заглядывать ещё рано, остановимся на текущем 2022 годе.

Кого начнут «доить» в первую очередь

ЦБ, как недавно выяснили «Новые Известия», может «печатать» рубли. Но делает это неохотно и только в интересах избранных госпредприятий. На допэмиссию 2,9 трлн рублей правительство не решится – слишком высоки инфляционные риски. Латать дыру Минфин планирует внутренними займами. И это ещё самый благоприятный с точки зрения беспристрастной бухгалтерии вариант – дефицит мог быть ещё больше. Чтобы выйти на уровень ожидаемых доходов в 26 трлн рублей, правительство заложило в бюджет дополнительные источники пополнения казны. В 2023 году повышенные ввозные пошлины и ставки налога на добычу полезных ископаемых должны принести дополнительные 1,4 трлн рублей, а повышенные пошлины на газ и нефть с продлением скорректированного демпфера на бензин в предстоящую трёхлетку принесут ещё 3,15 трлн рублей.

Уже в следующем году экспортная пошлина на газ, который продаётся дороже $300 долларов за 1000 куб. м. вырастет до 50% с нынешних 30%, коэффициент в расчёте экспортной пошлины на нефть повысят с 0,167 до 0,25 – в 1,5 раза, будет введена пошлина на экспорт СПГ и угля. По мнению экспертов, последняя может составлять $9–10 за тонну. Заодно планируется забрать 12% экспортной выручки (более 100 млрд рублей) у производителей удобрений. Простым жителям России до экспортных пошлин, которые будут платить богатейшие добывающие корпорации страны, на первый взгляд дела нет. Но изъятия в пользу бюджета коснутся каждого!

Цены на тепло и свет: хотите как в Европе?

Во-первых, подорожает газ. Правительство рассчитывает заработать на потреблении голубого топлива внутри страны. Если в 2022 году индексация тарифов на газ составила скромные 3%, то в 2023 году топливо для россиян станет дороже на 8,5%, а в 2024 году – на 7%. Из них 3 п.п. через повышенный НДПИ пойдут в госбюджет. За 3 года так люди заплатят 278 млрд рублей. Причём заплатят все, а не только обладатели газовых плит и домашних котлов, ведь газ используют и ТЭЦ, и промышленные предприятия. Бензин тоже дешевле не будет. Демпферный механизм приведет к изъятию дополнительных 190 млрд рублей в год.

Пора запасаться дровами и углём для растопки печки? Тоже не поможет. Пока у нас крутят юмористические ролики о том, как Александр Лукашенко рубит дрова для отправки на помощь Европе, жители российской глубинки сами рискуют остаться без тепла. Инфляция, а также подскочившие мировые цены на уголь сказались на ценах на твёрдое топливо в России. По данным Росстата, за год дрова подорожали на 19% - до 1,76 тыс. рублей за кубометр. Дороже всего они обойдутся жителям Севастополя (3,31 тыс. рублей), Калининградской области (3,03 тыс. рублей) и в Алтайского края (2,92 тыс. рублей). Для Алтайского края дрова особенно актуальны – там уровень газификации составляет лишь 16%. Обогрев углём тоже не подарок – топливо подорожало за последние 12 месяцев на 22% до 3,67 тыс. рублей. Один из самых дорогих - в ХМАО, там за тонну придётся отдать 14596 рублей, на Камчатке – 12500 рублей, на Сахалине – 7738 рублей. Повышение экспортных пошлин непременно скажется и на внутренних ценах. Особенно тяжело придётся жителям Кузбасса, ведь вместе с этим у них становится меньше работы. Ещё до европейского эмбарго (в период январь – июль 2022 года) добыча угля на Кузбассе снизилась на 9%. Оперативно нарастить поставки на Восток из Кузбасса не представляется возможным из-за логистических проблем и дефицита пропускной способности железнодорожных путей. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв жалуется, что уголь вынужден проходить слишком большой путь: «Чтобы доставить уголь в Китай, надо проехать по РЖД на запад, там перегрузить, потом объехать полмира».

Нефтегазовые компании раскошеливаться не спешат

Добывающие компании не привыкли делиться своей прибылью, ведь всегда можно переложить нагрузку на конечного потребителя. Мнение правительства в данной ситуации может иметь слабые позиции, ведь у нефтяников в руках мощнейший инструмент – общественные настроения. Сократят поставки на внутренний рынок, и возникнет дефицит топлива, который может вылиться в бунты. Мировой опыт 2022 года от Казахстана до Индонезии показывает: топливный кризис сродни спичке у открытой бочки с бензином. Непременно рванёт. А кабмину сейчас народное недовольство нужно меньше всего. Сами нефтегазовые компании даже в такой ситуации не обеднеют. Как на внешних рынках возросшие цены компенсировали сокращением поставок, так будет и на внутреннем. Пусть и относительно умеренное, но все же повышение цен на энергоресурсы для населения будет приемлемым компромиссом с точки зрения правительства. Так что платить придётся всем – затянутые пояса становятся все туже.

#Финансы #Топливо #Цены #Аналитика #Мария Соколова #Уголь #Деньги #Нефть #Бюджет #Тарифы #Газ #Поборы
Подпишитесь