Отвечая на вопросы типа «как скажется мобилизация на российской экономике?», пришел к выводу, что привычные нам показатели вроде ВВП или безработицы имеют совершенно различное значение в экономиках, производящих преимущественно вещи для удобства частных лиц (потребительские товары и услуги) и в экономиках, производящих много условно потребительски бесполезного.
Для иллюстрации оттолкнемся от примера позднего СССР. Безработицы в нем не было, и даже ВВП продолжал худо-бедно расти. Однако объем полезностей (товаров и услуг), которые мог потреблять обычный советский человек не увеличивался или даже сокращался. В начале 90-х и безработица скакнула вверх и ВВП резко упал, но количество потребляемых населением полезностей как минимум не снизилось, а скорее возросло (пусть и стало распределяться менее равномерно).
Аналогичная история и со спецоперацией. Как повлияет мобилизация на безработицу? Очевидно снизит. Я и в марте то говорил, что безработицы в стране, ведущей боевые действия, не бывает и это последнее что угрожает российской экономике, а теперь военкоматы изымут из и так сокращающейся ввиду демографии рабочей силы дополнительные 200-300 тысяч человек.
Как мобилизация и расширение военного заказа повлияет на ВВП? Тоже положительно! Государство предъявляет дополнительный спрос на всех уровнях. Это касается не только производства вооружений, но и дополнительный спрос на строительные работы, медицинские услуги, логистику и далее по списку. Огромное количество бизнесов получают дополнительные заказы и расширяют выпуск. Особенно в российских условиях, когда у бюджета накоплены значительные финансовые резервы и для расширения государственного спроса не приходится много занимать, любые мобилизационные мероприятия – однозначный плюс к ВВП (до определенных пределов, но пока они не достигнуты).
Только при этом также очевидно, что на качество жизни населения и потребляемые им полезности, все эти мероприятия повлияют исключительно негативно. Расти будет та часть экономики, которая ориентирована не на конечный потребительский спрос, а на производство совершенно бесполезных (и даже вредных) с потребительской точки зрения вещей.
Поэтому призываю журналистов при анализе состояния российской экономики, перестать ориентироваться на показатели, которые адекватно описывают состояние мирного времени, но задают неверную оптику в военное.
Если меня спрашивают про безработицу и ВВП, то я вынужден честно отвечать, что безработица в РФ находится на исторических минимумах, а ВВП из-за спецоперации снизится гораздо менее значительно, чем снизился бы только от санкций в отсутствие спецоперации.