Posted 21 сентября 2022, 08:48
Published 21 сентября 2022, 08:48
Modified 7 марта, 11:54
Updated 7 марта, 11:54
Крайне неприятное для России заявление сделал в конце прошлой недели глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди, сказав, что «без разрешения американских чиновников соглашения не осуществляются. Цель - не попасть во вторичные санкции». Это означает, что казахстанские власти фактически отказываются вести торговлю с Россией в обход введенных Западом санкций, несмотря на просьбы Москвы наладить поставки импорта. А ведь официально «дружественный» Казахстан, входит во все организованные Россией экономические, политические и военные союзы. Эксперты канала «Методичка» сетуют в этой связи на то, что Казахстан все больше напоминает Польшу с Прибалтикой, причем уже своими практическим действиями, а не не только риторикой своего руководства.
Это касается не только экономики. Напомним, что тот же Мухтар Тлеуберди во время недавнего обострения на границе Армении и Азербайджана заявил, что власти Казахстана даже не обсуждают вопрос о возможной отправке своих миротворцев, делая тем самым участие страны в ОДКБ весьма условным.
Эксперты напоминают при этом, что когда судьба казахстанского президента Токаева была в начале 2022 года под большим вопросом из-за охвативших страну беспорядков, он «в панике призвал на помощь войска ОДКБ». Правда почти сразу после того, как ситуация начала стабилизироваться, он мгновенно отказался от присутствия российских миротворцев и уже через месяц заявил, что никакого долга, ни благодарности перед Россией он не испытывает.
Теперь же все сделки российских и казахстанских компаний, которые потенциально нарушают санкции, оказались на контроле Евросоюза и Америки. Именно с ними и «ведутся регулярные консультации», и даже создана правительственная рабочая группа, которая работает над недопущением негативного влияния антироссийских санкций на экономику и вторичных санкций.
Это заявление, по мнению российских экспертов, вызывает сомнения в перспективах восстановления импорта в Россию. Пока что параллельный импорт работает лишь в весьма небольших объемах. К примеру, ввоз гаджетов в нашу страну без согласия правообладателей до последних недель был возможен только за счет запасов, накопленных импортерами стран ЕАЭС. Теперь же их запасы подошли к концу, а посредники из Армении, Казахстана и Киргизии, сами столкнувшиеся с дефицитом товара, отказывают России в поставках этой техники.
В то же время, аналитики «Методички» отмечают, что Токаев пытается поднять экономику страны за счет западных предприятий, присоединившихся к антироссийским санкциям, предпринимая при этом «явно недружественные действия»:
«Неужели руководство Казахстана рассчитывает на финансовую и политическую поддержку Вашингтона? Токаев позабыл, как американцы бросили своих союзников и помощников в Афганистане? По большому счету, Токаев в 2022 году ведет себя по отношении к России так, как не позволял себе даже Александр Лукашенко в периоды «многовекторной политики»…»
Однако самое опасное, по их мнению, состоит в том, что всецело поглощенная спецоперацией Россия, из-за действий своих союзников, вскоре может утратить ту самую, активно рекламируемую чиновниками политическую «многовекторность» развития и оказаться в прямой зависимости от Китая. И экономической, и политической.