Ирина Мишина
Мобилизационные мероприятия начались уже сегодня. Телеграм-каналы с утра начали сообщать о том, что медики в Москве массово получают повестки из военкоматов для вручения мобилизационного предписания.
Однако в Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны нам ответили, что не владеют ситуацией о мобилизации врачей. В военкоматах Кунцевского, Перовского и Преображенского районов столицы тоже не располагали информацией о мобилизации медработников.
«Мобилизации на сегодня подлежат 300 тысяч человек, это меньше, чем я ожидал, и это не очень много для страны. Общество в целом этого не заметит практически, как и призыва в добровольную армию. Врачи для призыва должны иметь опыт работы в условиях боевых действий, но таких среди медиков немного. В штате военных структур всегда есть военные врачи, есть Военно-медицинская академия и другие образовательные учреждения, которые готовят военных врачей. Видимо, они должны стать основой медпомощи в полевых условиях", - пояснил «НИ» медицинский юрист Александр Саверский.
Как сообщает портал медицинских работников Provrach.ru, в первую очередь могут призвать военнообязанных врачей, которые стоят на воинском учете и находятся в запасе. Это специалисты с военно-учетными специальностями из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719: лечебное дело, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело и другие.
Еще в конце февраля в социальных сетях появилась информация о том, что Минздрав РФ объявил о мобилизации врачей в России. В этих сообщениях также говорилось, что Минздрав призвал каждое учреждение, находящееся в ведомстве Федеральных медицинских центров, составить и до 25 февраля представить списки с как минимум тремя специалистами по каждому направлению, которые готовы оперативно выехать в командировку, чтобы оказывать медпомощь на всей территории Российской Федерации. Среди тех, кто должен был якобы отправиться в командировку по стране, были врачи нескольких направлений, включая травматологов, педиатров, терапевтов. Это событие взволновало сообщество медработников, появилось много слухов и домыслов о возможной мобилизации. Но впоследствии руководители медицинских учреждений эту информацию опровергли. По какому принципу будет происходить мобилизация сейчас, в приказе главнокомандующего не уточняется.
"В приказе о частичной мобилизации на сегодня достаточно расплывчатые формулировки. Из-за этого возникло непонимание, кого собственно нужно мобилизовать, - заявил «НИ» доктор медицинских наук, военный хирург запаса Денис Иванов. - В результате не понятно: будут или не будут развернуты военные госпиталя? Или это работа в полевых условиях? Или это помощь мирному населению? Если будут госпиталя, нужны будут именно военные медики, умеющие действовать слаженно, знающие, например, где взять определенные укладки для операционной, расходный материал, понимающие терминологию военных врачей. Все это могут и умеют только профессиональные военные врачи. Гражданские медики не умеют и не должны работать в полевых условиях. Но повторю: чтобы понять, какие именно специалисты нужны, должны быть четко определены цели и задачи.
Вообще сейчас военные хирурги работают блестяще, есть случаи, когда они извлекают осколок снаряда прямо из сердца. Военные врачи могут спасти много жизней, но при условии четкой организации и когда они вовремя окажутся в нужном месте. Хватать, например, высококвалифицированных кардиохирургов и тащить в поля смысла нет никакого. Тотальная мобилизация врачей без четко поставленных целей может нарушить лечебный процесс в медучреждениях».
По словам руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбековой, на сегодня только в первичном звене нехватка врачей – в полтора раза от установленного штатного норматива. Не усугубит ли положение частичная мобилизация медработников?
«Число мобилизованных офицеров медицинской службы запаса будет зависеть от реальных потребностей медицинской службы Вооруженных сил России. Каковы эти потребности? Даже если бы я знал эти цифры, я счел бы не корректным их называть, потому что это может быть использовано против российских вооруженных сил. По поводу ущерба нашей медицине скажу так: тот колоссальный ущерб, который ей нанесли оптимизация и борьба с коронавирусом, не сравнится ни с какой спецоперацией. И, разумеется, в сегодняшних условиях никто не пошлет в окопы больного или не подготовленного человека. Помощь на поле боя оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а также санитарными инструкторами, там нет даже врачей. Порядок оказания медицинской помощи в полевых условиях закреплён в соответствующих документах. В зоне боестолконовений никто не будет разворачивать медсанбат, оперировать под снарядами тоже никто не будет», - заявил «НИ» профессор, доктор медицинских наук, академик Академии военных наук РФ Владислав Шафалинов.
В Министерстве здравоохранения на момент публикации нам не было дано комментариев по поводу порядка мобилизации медицинских работников.