Екатерина Максимова
Доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Иосиф Дискин отметил, что многие предприятия ОПК уже работают в три смены, а поддержка оборонных предприятий позволит повысить производительность труда. "Тут не нужны десятки процентов увеличения. Речь идет о росте в проценты, то есть никакой революции не требуется. Предшествующие 15 лет свое дело сделали: мы сейчас имеем совсем другое качество оборонного комплекса чем тот, например, с каким входили в операцию в Сирии", - считает Иосиф Дискин.
Сенатор от Курганской области, председатель совета директоров АО НПО "Курганприбор" (предприятие - лидер на рынке взрывателей реактивной, ствольной и минометной артиллерии) Сергей Муратов заявил, что спрашивать про оборонку некорректно и нервно добавил: "Как страна скажет, так и будем делать".
Российский военный аналитик Руслан Пухов так отреагировал на предложение прокомментировать слова президента:
"Сказал бы, но вы же меня записываете, поэтому не скажу. Все будет хорошо, враг будет разбит, наше дело правое. Так и напишите: наша экономика очень устойчива, русские люди очень трудолюбивые и наше оружие самое лучшее".
Примерно в такой же риторике от комментариев отказывались и многие другие эксперты, которые в обычное время с удовольствием делились своими мыслями по тем или иным социально, экономически и политически значимым вопросам.
Директор департамента государственного оборонного заказа правительства РФ Борис Наконечный в телефонном разговоре с корреспондентом "НИ" категорически отказался отвечать на вопросы, связанные с предстоящим увеличением объема оборонзаказа страны.
Иосиф Дискин напоминает, что вопросы, связанные с увеличением финансирования сферы ОПК, напрямую связаны с военной тайной.
"Оборонные расходы - это военная тайна. Это закрытые статьи бюджета, разглашение которых является уголовным преступлением. Это на "оборонку" в федеральном бюджете выделено свыше 3 трлн рублей, а речь идет о финансировании на обновление производственной базы, расширение кооперации и много чего еще необходимо. Это разные программы - в том числе и по закрытым статьям бюджета. Если вам кто-то скажет цифру, то это будет либо фикция, либо сообщение этой суммы приведет в Лефортово", - прокомментировал экономист Дискин.
В 2022 году в федеральном бюджете на национальную оборону было заложено 3,510 трлн рублей. В 2023 году данная статья расходов предусматривалась в объеме 3,557 триллионов.
Основное место в структуре расходов-2022 составляет подраздел "Вооруженные Силы РФ". Открытая его часть предусматривает сумму 1067,3 млрд рублей.
"Рассмотрев проект бюджета на трехлетний период, мы убедились, что предусмотренные бюджетные средства направлены на расширение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил, а это дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальное обеспечение военнослужащих, "военных пенсионеров" и членов их семей", - так ровно год назад комментировал "оборонный бюджет-2022" единоросс, депутат Госдумы Андрей Картаполов.
Один из экспертов, входящих в состав топ-менеджмента крупного оборонного предприятия в Тульской области, на условиях анонимности сообщил следующее:
"Проблем с госфинансированием нет. Оно {финансирование} увеличилось, и очень серьезно увеличилось. Есть только некоторая нехватка квалифицированных кадров. И еще могут подтвердить, что предприятие перешло на "трехсменку". Зарплаты, надбавки, сверхурочные - задействованные сотрудники получают сейчас хорошие зарплаты".
Несколько опрошенных нами экспертов однозначно считают, что все оборонные предприятия страны, которых более тысячи, уже с февраля получают дополнительные объемы господдержки. И финансовые потоки "буквально с сегодняшнего дня" будут только увеличиваться. В первую очередь, деньги идут на развитие производственной базы. Объем гособоронзаказа будет также существенно расширен.
Иосиф Дискин считает, что сейчас речь идет о заметном наращивании оборонного потенциала.
"Потому что пока ход действий специальной военной операции показывает: наши вооруженные силы и братские корпуса ДНР и ЛНР не испытывают дефицита, но как я себе понимаю, речь идет о существенном расширении масштабов СВО. Раз потребовалась даже частичная мобилизация. Сегодня армия - это, грубо говоря, миллион человек. А мобилизация - еще сотни тысяч. Это означает, что через 3-4 месяца, как пройдет мобилизация, будет осуществлено боевое слаживание итд, эти силы появятся на полях сражения. То есть ближе к зиме понадобится совершенно другой объем. Этих людей, увеличившееся подразделение, надо же обучить, вооружить, обеспечить средствами связи. Это все требует больших материальных ресурсов", - комментирует Дискин.
Он и еще один военный эксперт, пожелавший остаться неназванным, считают, что впереди Россию ждет "интенсивность военной операции". "Пока идут боестолкновения низкой и средней интенсивности. После сегодняшнего выступления президента можно прогнозировать совсем другой масштаб", - считает один из военкоров, автор тг-канала, попросивший не называть его имя.
"Да, думаю, что интенсивность будет другая. Сейчас значимыми столкновениями являются участие нескольких взводов, даже не рот. Участие батальонно-тактической группы - это по масштабам СВО уже крупное столкновение. Как я себе понимаю, необходимо участие бригад и корпусов. Это боевые действия высокой и средней интенсивности", - резюмировал Иосиф Дискин.