Ирина Мишина
Избранию Красникова предшествовал почти детективный сюжет. Началось с того, что Александр Сергеев, руководивший Академией наук с 2017 года, снял свою кандидатуру с выборов. По сути, он признал, что его вынудили к этому. Интересно вспомнить, что ранее связанные с Сергеевым академические структуры неоднократно выступали с критикой действий властей. 24 февраля более 200 российских академиков и ученых написали открытое письмо к властям с требованием остановить спецоперацию. Сам Сергеев это письмо не подписывал. За или против спецоперации лично публично не выступал. Также Сергеев выступал против прекращения научного сотрудничества с другими странами из-за санкций и предупреждал об оттоке ученых из-за спецоперации. Ситуация в РАН, видимо, начала вызывать тревогу в Кремле.
А в день голосования наша редакция получила Открытое письмо от Клуба «1 июля» - неформального сообщества академиков и членов-корреспондентов РАН. Часть академиков, по сути, призвала к бойкоту участия в общем собрании, посвященном выборам президента РАН.
В Кремле на первый взгляд дистанцировались от выборов президента РАН. Мол, «пусть выбирают, кого считают нужным». Однако, выбирая между Красниковым и вторым кандидатом, Марковичем, многие академики рассуждали вполне прагматично. «Разницы особой в программах кандидатов нет. Вся разница может состоять в том, в какой подъезд администрации президента будет вхож тот или иной кандидат», - сказал академик Сергей Стишов.
Но есть и другие версии. Некоторые телеграм - каналы, ссылаясь на инсайдерскую информацию, пишут, что Геннадию Красникову помогли интриги, устроенные олигархом Владимиром Евтушенковым и "любимым физиком Владимира Путина" Михаилом Ковальчуком. Ковальчук и Евтушенков пролоббировали избрание Красникова. До начала голосования академики вроде даже собирались назло всем избрать условно технического кандидата, физика Дмитрия Марковича. Но план по какой-то причине провалился.
Вся эта история до боли напоминает предыдущие выборы президента РАН. Тогда Ковальчук точно так же зашел через администрацию президента и способствовал снятию с выборов тогдашнего президента РАН, доктора физико-математических наук Владимира Фортова. Перед выборами Фортов встречался с президентом и впоследствии тоже взял самоотвод. Говорят, что в тот раз Ковальчук двигал наверх председателя РФФИ Владислава Панченко, но победил Сергеев и независимое голосование. Красников, кстати, тоже выставился на тех выборах как спойлер по просьбе Ковальчука.
Эксперты полагают, что именно из-за победы не согласованного с Кремлем кандидата РАН в лице прошлого президента Академии наук Сергеева РАН так и осталась глубоко недофинансированной структурой. В Кремле и правительстве не любят независимых, поэтому оставили академию на голодном пайке. Нынешний президент РАН, судя по всему, более "рукопожатный" в Кремле. Следовательно, перемены вполне вероятны. Однако не стоит забывать: в коридорах власти многие искренне считают РАН атавизмом эпохи.
Но выборы все-таки состоялись. На них убедительную победу одержал 64-х летний Геннадий Красников - советский и российский учёный в области физики полупроводниковых приборов, академик РАН, академик-секретарь отделения нонотехнологий и информационных технологий РАН, доктор технических наук, профессор. За него было подан 871 голос, против проголосовали 379. За его оппонента академика Марковича проголосовали 397 человек.
Геннадий Красников не создал атомную бомбу, не изобрел внушающие Западу ужас подлодки или новые космические аппараты. Но без него это все не было бы сегодня напичкано независимой от Запада электроникой. Известно, что «под него» власть готова вернуть в РАН ключевые НИИ, отобранные у академии в ходе весьма спорной реформы отечественной науки.
Однако, реакция на перемены в руководстве РАН получилась неоднозначной.
Алексей Семенов, зав. кафедрой теории алгоритмов мехмата МГУ, академик РАН: «Я думаю, что главный вопрос, который обсуждался в целом на общем собрании, в какой степени та или иная позиция академии, независимо от ее научной обоснованности, будет услышана руководителями того или иного уровня».
Владимир Сухомлин, профессор, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник РАН: «Изменения в РАН назрели. Честно говоря, в последнее время никакой впечатляющей деятельности не было. Да, МГУ участвует в программе по искусственному интеллекту, которую инициировали в том числе в РАН. А так в основном в последние годы составлял отчеты. От РАН получал периодически по 5 тысяч в месяц. Точно функционал РАН сейчас определить затрудняюсь».
Евгений Каблов, академик РАН: «Если вы прочитаете стенограмму от 7 апреля этого года, когда на пленарном заседании Госдумы выступал Мишустин, он называл реальные примеры, что делает правительство в плане налоговых льгот, в плане оказания помощи в получении ученым, научной молодежи квартир. Но при этом он сказал: мы хотели бы спросить, а какая отдача Академии наук на эти действия правительства? Председатель Думы говорит: у нас присутствует президент Академии наук Сергеев, он может выйти и ответить на наши вопросы. Но Сергеев не вышел. Для меня это непонятно...".
Геннадий Красников принял Академию наук в непростое время, когда в условиях санкций российским ученым придется создавать собственные разработки, в первую очередь в электронике. Открытым остается и вопрос взаимодействия с остальным научным миром. Российским ученым начали отказывать в публикации статей в некоторых зарубежных журналах. Часть международных научных мероприятий, которые планировалось провести в РФ, переносят или отменяют. Таким образом зарубежные ученые отреагировали на спецоперацию России на Украине. Российские ученые начали сталкиваться со сложностями при сотрудничестве с зарубежными организациями. Так, например, ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной спектроскопии химического факультета МГУ Вадим Батаев столкнулся с отказом публикации статьи в международном Journal of Molecular Structure. «Редакция журнала приняла решение запретить рукописи, поступившие из российских учреждений», — цитируют научные источники ответное письмо российскому ученому.
Если так пойдет и дальше, то, вероятно, «скоро останется возможность печататься только в азиатских или отечественных журналах», прокомментировал ситуацию руководитель Центра компетенций национальной технологической инициативы «Новые и мобильные источники энергии» при Институте проблем химической физики РАН в Черноголовке Юрий Добровольский. При этом «публикационная активность» положена в основу оценки эффективности научной деятельности российских ученых, заметил он. В конечном итоге это может отразиться на рейтингах российских университетов.
На пресс-конференции новый президент Академии наук не отрицал трудности. «У меня сложилось твердое ощущение, что мы продолжаем терять свой авторитет. Мы вышли из государственной системы принятия решений. Но после февральских событий обстановка в России сложилась принципиально иная. Для Академии открылось окно новых возможностей. Если раньше к проблемам науки относились спокойно, потому что мы могли все закупить, то теперь стало понятно, что только наука может решить целый спектр задач. Отношение к науке меняется, а потенциалу наших институтов уделяется серьезное внимание», — заявил Геннадий Красников.
В первую очередь новый президент РАН надеется вернуть Академии ее авторитет и «сделать так, чтобы РАН активно взаимодействовала с органами государственной власти. Более того, чтобы это взаимодействие носило тесный характер».
Также Красников считает первостепенной задачей обеспечить социальную и правовую поддержку членов Академии. К заслуженным ученым, по мнению академика, должно быть соответствующее отношение на различных уровнях. Научно-методическое руководство институтами РАН, по мнение нового президента Академии наук, также должно быть расширено, а многие институты должны быть возвращены под крыло РАН.
«Необходимо активнее взаимодействовать с представителями промышленности. Внедрять результаты исследований в реальный сектор экономики. Наука — прикладная. Разница только в том, что отдельные применения появляются через пять-десять лет, а другие — через пятьдесят-сто», - считает Геннадий Красников.
Обратившись в академикам, Красников сказал: «Хотел бы стать президентом каждого из вас. Я с завтрашнего дня приступлю к выполнению программы».
Вместе с тем, в кулуарах академики сегодня обсуждали перспективу перевода РАН из государственного в общественный статус сразу после празднования ее трехсотлетия. Вероятно, судьба РАН во многом будет сейчас зависеть от двух причин: во-первых, от того, насколько серьезным будет вклад РАН в импортозамещение и независимость России в плане научных разработок. А во-вторых от того, насколько новый президент РАН окажется "принят" в коридорах власти. Учитывая, что его кандидатура была пролоббирована в администрации президента, вероятно, финансирование найдется. Вот только станет ли от этого лучше науке?