Posted 17 сентября 2022, 08:52
Published 17 сентября 2022, 08:52
Modified 7 марта, 11:55
Updated 7 марта, 11:55
Дмитрий Паршин
Как известно, Минпромторг предложил включить алкогольные напитки в список разрешенных к параллельному импорту товаров. Проект размещен на специальном сайте. В перечень могут быть внесены так называемые элитные и не очень напитки из «недружественных стран».
В документе предлагается импортировать без согласия правообладателей, в частности, шампанское Veuve Clicquot; вермуты Martini и Cinzano; виски Jack Daniel's, Jim Beam, Hennessy, Johhnie Walker, Chivas; ром Captain Morgan, Havana Club, текилу Olmeca и другие...
Напомним, что в мае этого года Минпромторг как раз отказался допустить алкогольные напитки для ввоза параллельным импортом. Тогда ведомство, ссылаясь на мнение Минсельхоза, пояснило это опасностью роста объемов контрафакта:
«Учитывая сложности с идентификацией правообладателя такой продукции, разрешение параллельного импорта на эти группы может привести к росту контрафакта». Нет никаких сомнений, что новая инициатива чиновников направлена как раз в их пользу, поскольку цены на эти напитки будут доступны только им самим, тогда как остальному населению страны придется довольствоваться дешевой водкой или поддельным «элитным» алкоголем, как это уже было в 1990-е годы. Более того, отечественным производителям алкоголя тоже придется невесело.
Аналитики «Временного правительства» комментируют эту новость:
«Отечественные производители выступали резко против такого решения. Упирали на то, что через границу хлынет опасный суррогат, ну и, конечно, говорили о своих упущенных прибылях. Мол, для нас-то внешние рынки закрыты, так почему мы еще и на внутреннем рынке должны тесниться? Но Минпромторг как обычно пустил интересы российский промышленности по бороде.
Логичным образом объяснить этот шаг можно так - правительство собирается на этом хорошо заработать. Сделать это можно за счет создания очередного единого оператора. Уже и претендент имеется – «Союзплодимпорт», подведомственный Росалкогольрегулированию. В качестве монопольного поставщика качественного импортного пойла можно получить очень и очень хорошую выручку.
Есть и другое объяснение - высокопоставленные чиновники пролоббировали. Бастрыкин, Медведев, Патрушев, Собянин - не хотят «Столичную» пить, хотят Moet потягивать и Ballantine's шлифовать…»
Интересно при этом, что потребление алкоголя в России напрямую зависит от экономического состояния страны. Так, аналитик Вадим Радаев в своей работе «Алкогольные циклы: динамика потребления алкоголя в советской и пост-советской России, 1980—2010-е годы» выяснил:
«Изменение реальных располагаемых доходов населения, измеряемое как прирост в % к предшествующему году в 2000—2020 гг значимо коррелирует с уровнем душевого потребления алкоголя
В 2000—2007 гг., когда прирост реальных располагаемых доходов держится на небывало высоком уровне (в среднем +12 % в год), душевое потребление алкоголя возрастает.
В 2008—2014 гг. прирост доходов резко падает (в среднем до 3 % в год), а в 2015—2017 гг уходит в минус 2,5 % в год, и потребление алкоголя снижается.
В 2018—2019 гг. падение реальных доходов приостанавливается, …, и … с этим прекращается и снижение потребления алкоголя.
Соответственно, вопреки стереотипным представлениям, потребление алкоголя вырастает не в кризисные, а в более благополучные периоды; в кризис оно проседает в силу сокращения бюджетов домохозяйств, для которых алкоголь не является предметом первой необходимости…»
Однако сегодня как раз отмечается рост потребления алкоголя населением. Эксперты отчасти объясняют это самоизоляцией в период ковида, а также стрессовым состоянием общества на фоне экономической и политической повестки. Власти страны сильно озабочены процессом алкоголизации населения. Настолько, что в Госдуме уже всерьез обсудили маркировку, которая может появиться на бутылках с алкогольными напитками: «Алкоголь Вам враг!»
Дело в том, что на рассмотрение депутатов поступил проект поправок в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В нем также предлагается с помощью соответствующих рисунков (пиктограмм) обозначать информацию о противопоказанности употребления алкогольной продукции лицам в возрасте до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями нервной системы и внутренних органов, а также лицам, управляющим транспортными средствами.
Следует отметить, что не так давно Путин высказывался о том, что самым эффективным способом борьбы с алкоголизмом является пропаганда здорового образа жизни. Правда, наблюдатели относятся достаточно скептически к этой законодательной инициативе, логично предполагая, что особого воздействия на лиц, чрезмерно употребляющих алкоголь, такая маркировка не подействует.
Аналитики канала «Новый век» комментируют инициативу депутатов:
«В Госдуме появилась новая «антиалкогольная группа», возглавляемая руководителем думского комитета по международным делам Леонидом Слуцким. Депутаты придумали, чем ещё испугать российских алкоголиков. Вслед за табачной продукцией в России планируют маркировать и спиртное. Надписью «Алкоголь вам враг!». Запомним фамилии «спасителей отечества». Помимо Слуцкого - это Ярослав Нилов, Султан Хамзаев, Федот Тумусов. Правда, законопроект ещё только разрабатывается, но авторы настроены решительно.
По данным «Radio 1 News», парламентарий Хамзаев пошёл дальше остальных, призвав конкретизировать «образ врага» на алкогольных этикетках. «Действительно, имеющаяся упаковка не соответствует степени угрозы от алкоголя. Единственное — я не согласен с маркировкой. Что такое «враг»? Надо писать конкретнее: «Алкоголь убивает». Ясность должна быть в действиях, поэтому я считаю, что надо писать конкретнее», — высказался политик.
Инициаторы проекта хотят на бутылках размещать полную информацию о вреде алкоголя - в особенности для несовершеннолетних, беременных, кормящих матерей и водителей. Если новый вид этикетки будет введён, то «предупреждение» займёт не менее 20% площади. Надпись будет яркая и крупная, в красной рамке на белом фоне - чтобы издалека было видно.
Можно подумать, что пьющих россиян может остановить бумажка на бутылке. Интересно, а на спиртовой настойке боярышника тоже будут писать «Алкоголь вам враг!». Там ведь пузырёк совсем маленький и что написано на этикете не разглядишь.
Что ещё можно посоветовать депутатам в их благом начинании? Например, в законопроекте повысить минимальный возраст для продажи спиртного до 21 года. Ограничить количество бутылок, продаваемых в одни руки, а отпускать только в специализированных магазинах с 9 до 10 утра. А ещё можно добавить надпись «Книги наши друзья».
Тогда, конечно, точно все перестанут пить и начнут читать…»