Posted 17 сентября 2022,, 08:50

Published 17 сентября 2022,, 08:50

Modified 7 марта, 11:55

Updated 7 марта, 11:55

Игра в репарацию: что означают требования Польши, обращенные к Германии и России

Игра в репарацию: что означают требования Польши, обращенные к Германии и России

17 сентября 2022, 08:50
Фото: Соцсети
Иски о компенсации ущерба, которые собирается подавать Польша против Германии и России, свидетельствуют об усилении роли этой страны в Европе.
Сюжет
Деньги

Иван Зубов

СМИ и социальные сети облетела сенсационная новость о том, что Польша вводит санкции против Германии за отказ компенсировать потери поляков во Второй мировой войне. «Теперь немецким судам со следующего месяца запретят заходить в территориальные воды Польши», - якобы заявил министр инфраструктуры этой страны на встрече с польскими портовиками. Впрочем, вскоре выяснилось, что эта новость оказалась фейком. Однако проблема репараций не исчезла, а напротив – еще и усугубилась, потому что теперь Польша требует компенсации не только от Германии, но и от России.

Как уже неоднократно сообщали «Новые Известия», в начале сентября Польша решила официально потребовать от Германии репараций за ущерб, нанесенный той во Вторую мировую войну. Об этом заявил глава правящей партии Польши «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. Причем, согласно результатам опросов, 47,2% поляков - то есть, практически половина! - посчитали правильным поднимать тему военных репараций от Германии. Сумму, которую Польша требует от Германии составляет около $1,3 трлн.

Деньги в обмен на территории?

Правда, в правительстве Германии заявили, что не намерены осуществлять выплаты Польше: в Берлине считают, что уже выплатили достаточно крупные репарации и нет оснований ставить под сомнение отказ Польши от репараций в 1953 году.

Представитель МИД ФРГ также подтвердил, что Берлин считает вопрос репараций закрытым. При этом Германия продолжает нести политическую и моральную ответственность за Вторую мировую войну, добавил он.

Более того, Германия пригрозила Польше пересмотром границ после требований о репарациях. Канцлер ФРГ Олаф Шольц так прокомментировал требование Польши к Германии о новых репарациях:

«Глядя на Дональда Туска (экс-премьера Польши), я хотел бы сказать, насколько важны соглашения, заключенные Вилли Брандтом (бывший канцлер Германии в 1969 – 1974 года) о том, что граница между Германией и Польшей установлена навсегда после сотен лет истории».

Он также подчеркнул, что ему не хотелось бы, чтобы кто-то «рылся в книгах по истории, чтобы провести ревизионистские изменения границ».

В ответ на это зампредседателя ПАСЕ поляк Аркадиуш Муларчик написал, что на протяжении многих десятилетий сменявшие друг друга правительства Германии пугали поляков пересмотром границ в случае постановки вопроса о репарациях, и Шольц не «изобрел порох».

Но и в целом, немцев возмутили эти намерения Польши. Многие комментаторы в Twitter раскритиковали польское правительство за это предложение, так как Варшава отказалась от дальнейших репараций в 1953 году.

- Допустим. Но тогда верните все немецкие земли. И будем считать, что мы в расчете;

- Ой, а это они посчитали уже без «арендной платы» за Силезию, Померанию и Западную Пруссию?

- Без проблем, но не могли бы вы взамен, пожалуйста, вернуть нам Силезию, Померанию, Западную и Восточную Пруссию?

- Хотите поболтать о репарациях? С огромным удовольствием: как насчет реституционных требований с моей стороны на домик бабушки и дедушки в Бреслау (ныне город Вроцлав. — прим. ред.)?

- Что ж, в таком случае придется недоплатить в бюджет Евросоюза;

- Был подписан договор, которые разрешил все эти вопросы. У поляков, вероятно, просто кончились денежки.

России репарации тоже касаются

Однако тема компенсации для Польши одной Германией не исчерпывается. Аппетит, как говорится, приходит во время еды. В принятой Сеймом резолюции, в которой тот требует от Германии репараций за ущерб, нанесенный во время Второй мировой войны, также говорится об отсутствии компенсации за агрессию Советского Союза против Польши в 1939 году:

«Сейм Республики Польша констатирует, что Польша до сих пор не получила надлежащей финансовой компенсации и компенсации за нанесенный материальный и нематериальный ущерб польскому государству во время Второй мировой войны в результате агрессии Союза Советских Социалистических Республик.

Эти убытки нуждаются в идентификации и представлении необходимой оценки, которая будет основанием для принятия соответствующих мер против Российской Федерации».

Президент Польши Дуда сказал по этому поводу:

«Убытки, понесенные Польшей во время войны, никто не покрыл, ведь это 6,2 трлн злотых. Польша была успешно отстроена во многих местах, но Варшава была безвозвратно разрушена немцами. Это был планомерный, жестокий снос города. Если кто-то сегодня говорит, что мы напрасно вызываем конфликт, требуя репараций, пусть спросят у немцев, почему они вызвали этот конфликт в 1939 году. Польша заслуживает компенсацию, вот и все. И я думаю, что в Германии это тоже осознают. Германия начала Вторую мировую войну и напала на Польшу. Россия присоединилась к этой войне позже, поэтому я считаю, что мы должны требовать репараций и от России. Я думаю, мы должны это сделать. Я не вижу причин, по которым мы не должны заниматься этим…»

Разумеется, логика в этих требованиях есть, поскольку Россия сама назвала себя правопреемницей СССР. Примечательно поэтому, что кроме резкой критики польского руководства, других аргументов против этой логики в России пока что не нашлось.

Они там, в Польше, все с ума посходили!

К примеру, канал «Мейстер» пишет:

«Мы очень любим поляков, особенно читать про требования польских политиков к окружающему миру. Вот очередной блеск разума: президент Польши Дуда захотел взыскать с России репарации за Вторую Мировую.

«Германия начала Вторую мировую войну и напала на Польшу. Россия позже присоединилась к этой войне, поэтому я считаю, что репарации мы должны требовать и от России», – сказал он.

В целом все идет по заданному кругу. Польская элита чувствует безнаказанность и начинает задевать соседей, затем доставляет соседям крупные неприятности, в итоге соседи кооперируются и ликвидируют Польшу. Пока цикл в первой стадии. Интересно, сколько времени он займет на сей раз…»

Канал «Катарсис» восклицает в праведном гневе:

«То есть, Польша хочет от нас репараций за Вторую мировую. Они там что с ума сошли?»

А спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал изучить заявления президента Польши о репарациях за Вторую Мировую и привлечь его к уголовной ответственности за реабилитацию фашизма и оскорбление исторической памяти:

«Поляков наряду с русскими, украинцами и белорусами истребляли в концлагерях, использовали на тяжёлых работах. В январе 1945 года жители Варшавы встречали советские войска с цветами и со слезами на глазах.

Наш народ, сам голодая, отправлял продукты питания, чтобы помочь Польше. Это наша история. Её нельзя перечеркнуть».

Германия уходит на второй план

Между тем, эта коллизия свидетельствует о том, что Польша становится все более влиятельным игроком на международной, и в первую очередь, на европейской сцене. Аналитический канал «Старше Эдды» в своем комментарии нарисовал довольно адекватный прогноз того, чем закончится история с репарациями для Европы, в целом:

«Занимательные польско-немецкие ссоры о репарациях и возможном пересмотре соглашений о границах — это неизбежное следствие интересного процесса в рамках НАТО: США переориентируются на Польшу в качестве основного союзника на континенте. Этот процесс начался не вчера, он был запущен ещё при Обаме и интенсифицировался при Трампе, который был недоволен Германией, крайне неохотно наращивавшей военные расходы.

Польша эти расходы наращивала добровольно и с песней, тем более получая от Запада финансовую помощь. На сегодня Войско польское по потенциалу приближается к бундесверу, а по некоторым показателям поляки немцев уже обошли — например, по числу танков в строю.

Вопрос о том, когда рост возможностей выразится в росте политических амбиций, был делом времени. Ждать, что Польша и Германия «всерьёз рассорятся», не стоит, для нас это просто признак смещения центра тяжести НАТО в сторону Польши, что делает обстановку с российской точки зрения более опасной. А для того, чтобы в Германии осознали опасность, ещё время не наступило — ни зима не пришла, ни банкротство промышленности на фоне потери доступа к дешёвой электроэнергии. Осознают ли — неизвестно…»

"