Виктория Павлова
В 2022 году турпоток из России в Европу сократился на 95%. Сейчас едва ли не единственный вариант отдохнуть — путешествовать по просторам Родины. Казалось бы, всё складывается в пользу внутреннего туризма. Но по итогам 2022 года Ростуризм ожидает внутренний турпоток на уровне 61 млн человек — это на 6,2% меньше, чем в спокойном 2019 году, когда были открыты все границы и путешествующие могли выбирать любое направление.
В целом по стране успешными можно назвать только летние месяцы. По данным «Ростуризма», с мая по август в России отдохнуло порядка 25 млн человек — это больше даже рекордного 2019 года. Но сезон хорошей погоды в большинстве регионов России довольно короткий. Как ни крути, а основную кассу делают южные курорты. И здесь начинается самое интересное. Крым этим летом просел на 20-25%, Анапа показала спад на 7-10%. Особенно тяжелой для туриндустрии выдалась первая половина лета — тогда Крым недобирал половину туристов по сравнению с прошлым годом. А вот Турцию с ее «всё включено», по данным Ассоциации туроператоров России, к концу года по путёвкам могут посетить 4,7 млн россиян — этот показатель даже больше, чем прошлогодний.
«Новые Известия» вместе с экспертами попытались разобраться, почему отечественная туристическая отрасль так и не смогла воспользоваться шансом и совершить прорыв.
Лето 2022 года показывает, что Турция — это наше всё, как будто россияне и не открывали для себя друге страны в последнее десятилетие. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин рассказывает, что все остальные направления по итогам июня-августа меркнут на фоне Турции:
— Выездной туризм — это более 3,5 млн туристов. В топ наиболее популярных зарубежных направлений вошла Турция, более 2,1 млн туристов. Ее доля в общем объеме путевок за рубеж составила более 60%. Были востребованы туры в Абхазию (800 тыс. туристов, в том числе экскурсантов), Египет, ОАЭ (180 тыс. туристов), на Мальдивы, в Беларусь, Армению, Грузию, Узбекистан и Казахстан, а также Венесуэлу. Турпоток за рубеж летом текущего года оказался меньше, чем в 2019 году более чем в 2 раза.
И не получится все списать на возникшие сложности с логистикой. Просто организованные туры по России — это дорого. Ранее «Новые Известия» выяснили, что в Сочи в сентябре средний ценник на одного человека, отдыхающего в Сочи в скромном отеле 4* с завтраками, составляет 65 тыс. рублей, а в настоящей «четвёрке» по системе «всё включено» — 120 тыс. рублей. Анапа также в 4* «всё включено» выйдет в 120 тыс. рублей, только туда ещё надо на автобусе ехать из-за закрытого аэропорта. В Турции за эти деньги можно получить отель 5* на достаточно дорогих курортах — Кемере и Мармарисе.
Эксперт по туризму Николай Мельник подтверждает, что на выбор россиян оказывает влияние, прежде всего, вопрос стоимости. Доступные цены в Турции, по мнению эксперта, — это результат очень длительной многолетней работы:
— Это называется турецкая модель гостеприимства. Она существует очень давно, еще с 90-х годов — они работают на массовость. У них очень большое количество номерного фонда, хорошие контракты непосредственно со своими поставщиками, за счет этого они стараются снизить цену для конечного потребителя. И второй момент — большую часть экономики Турции составляет именно туризм. Государство инвестирует в развитие туризма, его различные сегменты. Отели получают государственные субсидии на развитие. У нас в России это только начинается. Мы в самом начале пути, а Турция уже давно продвинулась в этом плане и предоставляет шаблонный, конвейерный отдых.
Вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации Алексей Мусакин указывает на то, что у турецких отелей есть большое преимущество перед российскими из-за развитых программ господдержки:
— В последние годы, когда они стали терять туристический рынок из-за коронавируса, в Турции инициировали очень много поддерживающих мер по льготным закупкам, налогам, по поддержке инфраструктуры. У нас тоже это сейчас делается, наша страна просто существенно больше, чем Турция, в Турции это можно точечно делать, а у нас так не получается. И плюс еще инфляция, которая идет в Турции и соотношение лиры к доллару.
Но доступны ли отечественные курорты для тех, кто стремится к максимальной экономии и готов отказаться от круглосуточного застолья? Никто не отменял поездки в Крым с палаткой, а прибрежные города пестрят заведениями не с высокой кухней и деликатесами, а с чебуреками, шаурмой и прочим постсоветским фастфудом.
Поездка из Москвы в Крым составит порядка 4000 км, вполне можно уложиться в 20 тыс. рублей на бензин. Амортизация машины сильно зависит от того, как и где её обслуживать. Если ремонтировать условную Lada Vesta в ближайшем сервисе, то расходы на плановое обслуживание за время поездки могут составить пару тысяч рублей. Лапша быстрого приготовления стоит до 60 рублей за пачку, сосиски с макаронами, немного фруктов с местного рынка обойдутся ещё в несколько тысяч рублей на семью на двухнедельный отдых. Плюс сопутствующие расходы вроде экскурсий. При должном желании отдохнуть в России можно за 35-40 тыс. рублей на семью за 2 недели. Комфорта при этом не будет вообще. Захотите поставить палатку на ровной площадке в кемпинге — это ещё 500 рублей в сутки (7000 рублей за две недели). А если останавливаться в гостиницах или съемных квартирах — надо готовить минимум 3000 рублей в сутки или 42 тыс. рублей за 2 недели. С таким же успехом можно поехать на машине в Абхазию (что, как показывает статистика, и делают наши соотечественники) насладиться мягким субтропическим климатом, только вместо сомнительного фастфуда будет местная кухня, а проживание без проблем можно найти за 1800-2500 рублей в сутки.
Хочешь отдыхать в России, не утруждая себя выбором ровной площадки под тесную палатку или поиском квартиры в хрущёвке и прочих «курятниках», коих ещё полно в Крыму — выкладывай кругленькую сумму. Но может хотя бы за эти деньги будет хороший сервис? Тоже мимо. Сочетание цены и качества остаётся удивительным даже для путешественника и тревел-блогера Максима Ращенкова:
— На рынке очень слабая конкуренция. Спрос высокий, хороших предложений мало. Отсюда вытекает следующая причина: жирные аппетиты наших отельеров, которые хотят заработать здесь и сейчас. Приведу пример. Отдыхая в этом году в Анапе в отеле у моря, я все равно не понимаю сумму в 5500₽ в сутки за номер без питания, без анимации, без красивой собственной территории. То есть отельеру достаточно построить коробку и брать деньги за проживание.
Вообще классификация мест размещения, помимо отелей, в России просто отсутствует. Для неё нет никакой нормативной базы. Туристы часто при выборе места размещения вынуждены опираться лишь на субъективные отзывы в Интернете, которые могут сильно отличаться от вашего представления о качестве обслуживания. По мнению Алексея Мусакина, это серьёзная проблема:
— Проблема гостевых домов — они пока находятся вне законодательного поля, а их количество достаточно большое. Тут речь идет, с одной стороны, о недобросовестной конкуренции — потому в отношении них нет требований, которые есть к отелям, никаких, даже облегченных, при этом продавать они могут по любой цене и соответственно, не должны выполнять никаких требований. С точки зрения гостей — это тоже проблема, потому что они не могут понимать, какую услугу они получат в этом гостевом доме.
Но даже если решите ехать самостоятельно, не связываясь с гостиницами, скорее всего тоже столкнётесь с посредственным сервисом — дополняет соучредитель сервиса по аренде автокемперов «БериКемпер» Андрей Ширяев:
— И предприниматели, и чиновники в России часто отличаются закостенелым мышлением и крайне неохотно перенимают имеющийся мировой опыт. На юге России большинство кемпингов создаются по старым лекалам. Есть площадка под машину, где-то подключение к электричеству, где-то шланг с водой, закуток из фанеры и листа металла с туалетом. Всё. И это считается нормой. Так что лучшие места на юге — это те, которые не тронула рука человека. При этом изобретать велосипед не надо, в Европе масса кемпингов имеют звёзды, как гостиницы. И предлагают соответствующий сервис. Если региональные власти идут на диалог с бизнесом, то и у нас появляются интересные варианты с достойным сервисом гостиничного уровня. В Карелии есть наглядные примеры. Но это, к сожалению, пока единичные случаи.
Николай Мельник тоже видит проблемы с качеством сервиса, в первую очередь из-за дефицита квалифицированных кадров:
— Очень большая проблема с кадрами. Если вы позвоните хоть в Московскую область, хоть в Сочи, пообщаетесь с ресепшеном отелей даже на 4-5 звёзд, то увидите очень много огрехов. Это касается не только общения с ресепшеном, но и уборки номеров, предоставления услуг, подачи еды и т. д. У нас, к сожалению, сегмент обучения туризму и гостиничному делу не настолько хорошо работает, и государство уделяет этому мало внимания. Если бы государство проводило маркетинговую кампанию, что хорошо работать в сфере туризма, это прибыльно, это статусно, — тогда, может быть, у нас что-то изменилось бы. А пока мы выпускаем достаточно низкого уровня персонал, который работает в туризме, который не хочет работать вообще, а хочет только получать деньги.
Отдых в России — это удел людей не только с крепкой психикой и философским взглядом на жизнь, но и крепких желудком. Конец лета на Чёрном море и кишечные заболевания давно стали синонимами. Количество людей, жалующихся на ротавирус, меньше не становится. Причина прежняя: во многих городах России очистные сооружения до сих пор остаются экзотикой. По данным Счётной Палаты, 88% сточных вод, подлежащих очистке, сбрасываются в водоёмы неочищенными до нужной степени, а 95% сельских поселений в принципе не имеют очистных сооружений. В том же Крыму очистные сооружения работают как положено только на участке от Ялты до Фороса, где строились статусные санатории. Власти Крыма обещают новые очистные сооружения в Красноперекопске, Евпатории и Первомайске. Но когда работы будут завершены — сказать сложно. Например, работы по возведению очистных сооружений «Южные» в Севастополе задерживаются на несколько лет — теперь их планируют достроить к 2025 году.
Про участившиеся случи заболевания ротавирусом говорят мэр Сочи Алексей Копайгородский и Роспотребнадзор. Но многие уже привыкли и относятся к инфекции как к неотъемлемой части отдыха, не надеясь на то, что государство решит эту проблему, — отмечает Алексей Мусакин:
— Каждый сезон заканчивается на юге — всегда говорят о ротавирусе. Ни разу не было ни одного сезона, когда бы не было выявлено определенного количества случаев ротавируса. Это грязный пляж, грязная вода. В принципе, глобально бороться с этим бесполезно. Постепенно это уйдет, как и чума ушла.
Проблем хватает, но государство в последнее время активизировалось в плане оказания поддержки предприятиям туристической отрасли, — рассказывает член рабочей группы по развитию автотуризма в РФ при Ростуризме, совладелец и генеральный директор GRT Consulting Тимур Исляев:
— Запущены новые меры господдержки туризма и стимулирования спроса, например туристический кешбэк с компенсацией 20% от стоимости путевки в программе которого приняли участие более 4,3 млн человек за 2 года и общей суммой выплаченного кешбэка в размере 15,6 млрд рублей. До конца 2022 года будут запущены 30 национальных туристических маршрутов по единым стандартам. Востребована грантовая программа для МСП в туризме. Планируется создание нового номерного фонда (совокупно 2500 новых номеров), в том числе быстровозводимых модульных отелей. В 2021 году уже отобрано и реализуется по программе льготных кредитов для инвесторов на реконструкцию или создание отелей 38 проектов с совокупным объемом инвестиций более 200 млрд рублей. В целом до 2030 года государство планирует направить 566,1 млрд рублей из федерального бюджета и 72 млрд рублей из региональных бюджетов на национальный проект.
Вот только оказывать поддержку и получить необходимый результат — это не одно и то же. Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников, подводя итоги заседания Госсовета по развитию туризма в России, указывал на крайне низкую рентабельность туристического бизнеса:
— Низкая рентабельность в туротрасли (по данным ФНС России, 5,9% или 55% от средней по экономике), а также высокая фискальная нагрузка (9 место из 21 по уровню фискальной нагрузки и 3 место по уровню нагрузки по страховым взносам) не позволяют нам успешно конкурировать со странами-лидерами в сфере туризма. Ну не можем мы по показателю «цена/качество» на равных бороться за туриста с Турцией. Не созданы условия для развития такой конкурентоспособности. Если мы хотим, чтобы у нас было не хуже, чем в Турции, значит, надо создавать условия для бизнеса, готового инвестировать в развитие туристической инфраструктуры в России. По данным нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», до 2030 г. предполагается привлечь в отрасль более 2 трлн. рублей частных инвестиций. Но насколько это реально? Это возможно только при условии повышении рентабельности туристической инфраструктуры до 20% годовых. Вот тогда туротрасль сможет привлекать длинные кредитные деньги и частный капитал. Что для этого необходимо? Пересмотреть фискальную нагрузку на отрасль, подготовить площадки застройки по всей стране с подключением к инженерной инфраструктуре, убрать админбарьеры. Ровно так действовали в ОАЭ, Сингапуре, Турции. И получили взрывной рост инвестиций в туротрасль, создавших современные курорты для миллионов туристов со всего мира.
Пока же, как отмечают эксперты, меры господдержки зачастую не до конца продуманы и не системны. Алексей Мусакин обращает внимание на конкретные случаи перекосов, которые сводят поддержку на нет. НДС обнулили только для гостиниц, и крупные туроператоры теперь не могут предъявить к вычету свой НДС, туры в итоге не дешевеют:
— У нас НДС на 5 лет обнулили для гостиниц, пока только на проживание и включенную стоимость номера, остальные услуги НДС облагаются (это к большим гостиницам относится). Но у нас есть крупные туроператоры, которые формируют рынок. И они от НДС не освобождены. Соответственно, теперь этот НДС полностью ложится на них. А поскольку они формируют весь рынок, то это тоже не очень хорошо.
А гендиректор российского сервиса бронирования отелей и квартир TVIL.RU Алексей Черепахин обращает внимание на недостаток предпринимательской грамотности отечественных отельеров, которые не всегда умеют правильно работать с финансами:
— Финансовое образование предпринимателей очень слабое. Многие выбирают систему УСН 6% и платят со всего оборота, вместо 15% с разницы дохода и расхода, что часто оказывалось бы намного выгоднее и защищало от перепадов в загрузке отелей. Предприниматели ленятся собирать документы и доказывать расходы, выбирая более простую 6% систему.
С кэшбеком тоже не всё гладко. Член президиума российского Альянса туристических агентства Алексан Мкртчян указывает на то, что весенняя программа кэшбека захватила июнь, когда спрос и так высок, а отельеры, зная о стремлении людей купить тур именно с кэшбеком, на время действия госпрограммы повышают цены на 20%. Субсидии с лихвой перекрываются ростом цен, и ни Ростуризм, ни ФАС ничего сделать не могут.
Алексей Мусакин считает, что эффективной для отрасли будет совсем другая поддержка:
— Гостиничный бизнес, да и весь турбизнес, персоналоемкий. В этом отличие от инновационных предприятий, потому что невозможно официантов и горничных заменить на роботов. В структуре затрат до 60% — это фонд оплаты труда, но с налогами и выплатами в страховые фонды. Если мы выплаты в фонды с более чем 30% понизим хотя бы до 15%, то эти 60% уже превратятся в 50%. Что существенно лучше. У нас доходность отелей за последние 20 лет упала в разы. Когда я начинал гостиничный бизнес в 2000-х годах, у меня операционная доходность была не ниже 38–39%. Сейчас она у многих гостиниц, особенно городских, иногда падает до 12–15%.
Путешествовать по России, конечно, можно, только стоит заранее смириться с тем, что недорогое путешествие пройдет в спартанских условиях. А хотите немного комфорта — платите как за Турцию и даже больше. Только не ждите гарантий хорошего сервиса: многие в туротрасли все щее работают по принципу «жрите, что дают» — советский человек ко всему привык. Но помимо туристической ментальности эксперты видят массу объективных проблем, исправить которые под силу властям, начав хотя бы с аудита мер поддержки.