Posted 16 сентября 2022,, 12:37

Published 16 сентября 2022,, 12:37

Modified 7 марта, 11:55

Updated 7 марта, 11:55

Турсезон-2022: кто виноват, что отдыхать в России дорого и плохо

Турсезон-2022: кто виноват, что отдыхать в России дорого и плохо

16 сентября 2022, 12:37
Фото: 1MI
Туристический сезон в 2022 году перевернулся с ног на голову: поехать за границу — проблема, обналичить доллары и евро по выгодному курсу тот еще квест, загранпаспорта зависают на оформлении. Просто подарок для развития внутреннего туризма! Но на Черноморском побережье вторая Турция пока не появилась. Что помешало?
Сюжет
Отдых

Виктория Павлова

В 2022 году турпоток из России в Европу сократился на 95%. Сейчас едва ли не единственный вариант отдохнуть — путешествовать по просторам Родины. Казалось бы, всё складывается в пользу внутреннего туризма. Но по итогам 2022 года Ростуризм ожидает внутренний турпоток на уровне 61 млн человек — это на 6,2% меньше, чем в спокойном 2019 году, когда были открыты все границы и путешествующие могли выбирать любое направление.

В целом по стране успешными можно назвать только летние месяцы. По данным «Ростуризма», с мая по август в России отдохнуло порядка 25 млн человек — это больше даже рекордного 2019 года. Но сезон хорошей погоды в большинстве регионов России довольно короткий. Как ни крути, а основную кассу делают южные курорты. И здесь начинается самое интересное. Крым этим летом просел на 20-25%, Анапа показала спад на 7-10%. Особенно тяжелой для туриндустрии выдалась первая половина лета — тогда Крым недобирал половину туристов по сравнению с прошлым годом. А вот Турцию с ее «всё включено», по данным Ассоциации туроператоров России, к концу года по путёвкам могут посетить 4,7 млн россиян — этот показатель даже больше, чем прошлогодний.

«Новые Известия» вместе с экспертами попытались разобраться, почему отечественная туристическая отрасль так и не смогла воспользоваться шансом и совершить прорыв.

Почему нам все еще нужен берег турецкий?

Лето 2022 года показывает, что Турция — это наше всё, как будто россияне и не открывали для себя друге страны в последнее десятилетие. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин рассказывает, что все остальные направления по итогам июня-августа меркнут на фоне Турции:

— Выездной туризм — это более 3,5 млн туристов. В топ наиболее популярных зарубежных направлений вошла Турция, более 2,1 млн туристов. Ее доля в общем объеме путевок за рубеж составила более 60%. Были востребованы туры в Абхазию (800 тыс. туристов, в том числе экскурсантов), Египет, ОАЭ (180 тыс. туристов), на Мальдивы, в Беларусь, Армению, Грузию, Узбекистан и Казахстан, а также Венесуэлу. Турпоток за рубеж летом текущего года оказался меньше, чем в 2019 году более чем в 2 раза.

И не получится все списать на возникшие сложности с логистикой. Просто организованные туры по России — это дорого. Ранее «Новые Известия» выяснили, что в Сочи в сентябре средний ценник на одного человека, отдыхающего в Сочи в скромном отеле 4* с завтраками, составляет 65 тыс. рублей, а в настоящей «четвёрке» по системе «всё включено» — 120 тыс. рублей. Анапа также в 4* «всё включено» выйдет в 120 тыс. рублей, только туда ещё надо на автобусе ехать из-за закрытого аэропорта. В Турции за эти деньги можно получить отель 5* на достаточно дорогих курортах — Кемере и Мармарисе.

Эксперт по туризму Николай Мельник подтверждает, что на выбор россиян оказывает влияние, прежде всего, вопрос стоимости. Доступные цены в Турции, по мнению эксперта, — это результат очень длительной многолетней работы:

— Это называется турецкая модель гостеприимства. Она существует очень давно, еще с 90-х годов — они работают на массовость. У них очень большое количество номерного фонда, хорошие контракты непосредственно со своими поставщиками, за счет этого они стараются снизить цену для конечного потребителя. И второй момент — большую часть экономики Турции составляет именно туризм. Государство инвестирует в развитие туризма, его различные сегменты. Отели получают государственные субсидии на развитие. У нас в России это только начинается. Мы в самом начале пути, а Турция уже давно продвинулась в этом плане и предоставляет шаблонный, конвейерный отдых.

Вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации Алексей Мусакин указывает на то, что у турецких отелей есть большое преимущество перед российскими из-за развитых программ господдержки:

— В последние годы, когда они стали терять туристический рынок из-за коронавируса, в Турции инициировали очень много поддерживающих мер по льготным закупкам, налогам, по поддержке инфраструктуры. У нас тоже это сейчас делается, наша страна просто существенно больше, чем Турция, в Турции это можно точечно делать, а у нас так не получается. И плюс еще инфляция, которая идет в Турции и соотношение лиры к доллару.

Но доступны ли отечественные курорты для тех, кто стремится к максимальной экономии и готов отказаться от круглосуточного застолья? Никто не отменял поездки в Крым с палаткой, а прибрежные города пестрят заведениями не с высокой кухней и деликатесами, а с чебуреками, шаурмой и прочим постсоветским фастфудом.

Поездка из Москвы в Крым составит порядка 4000 км, вполне можно уложиться в 20 тыс. рублей на бензин. Амортизация машины сильно зависит от того, как и где её обслуживать. Если ремонтировать условную Lada Vesta в ближайшем сервисе, то расходы на плановое обслуживание за время поездки могут составить пару тысяч рублей. Лапша быстрого приготовления стоит до 60 рублей за пачку, сосиски с макаронами, немного фруктов с местного рынка обойдутся ещё в несколько тысяч рублей на семью на двухнедельный отдых. Плюс сопутствующие расходы вроде экскурсий. При должном желании отдохнуть в России можно за 35-40 тыс. рублей на семью за 2 недели. Комфорта при этом не будет вообще. Захотите поставить палатку на ровной площадке в кемпинге — это ещё 500 рублей в сутки (7000 рублей за две недели). А если останавливаться в гостиницах или съемных квартирах — надо готовить минимум 3000 рублей в сутки или 42 тыс. рублей за 2 недели. С таким же успехом можно поехать на машине в Абхазию (что, как показывает статистика, и делают наши соотечественники) насладиться мягким субтропическим климатом, только вместо сомнительного фастфуда будет местная кухня, а проживание без проблем можно найти за 1800-2500 рублей в сутки.

Беспощадный российский сервис

Хочешь отдыхать в России, не утруждая себя выбором ровной площадки под тесную палатку или поиском квартиры в хрущёвке и прочих «курятниках», коих ещё полно в Крыму — выкладывай кругленькую сумму. Но может хотя бы за эти деньги будет хороший сервис? Тоже мимо. Сочетание цены и качества остаётся удивительным даже для путешественника и тревел-блогера Максима Ращенкова:

— На рынке очень слабая конкуренция. Спрос высокий, хороших предложений мало. Отсюда вытекает следующая причина: жирные аппетиты наших отельеров, которые хотят заработать здесь и сейчас. Приведу пример. Отдыхая в этом году в Анапе в отеле у моря, я все равно не понимаю сумму в 5500₽ в сутки за номер без питания, без анимации, без красивой собственной территории. То есть отельеру достаточно построить коробку и брать деньги за проживание.

Вообще классификация мест размещения, помимо отелей, в России просто отсутствует. Для неё нет никакой нормативной базы. Туристы часто при выборе места размещения вынуждены опираться лишь на субъективные отзывы в Интернете, которые могут сильно отличаться от вашего представления о качестве обслуживания. По мнению Алексея Мусакина, это серьёзная проблема:

— Проблема гостевых домов — они пока находятся вне законодательного поля, а их количество достаточно большое. Тут речь идет, с одной стороны, о недобросовестной конкуренции — потому в отношении них нет требований, которые есть к отелям, никаких, даже облегченных, при этом продавать они могут по любой цене и соответственно, не должны выполнять никаких требований. С точки зрения гостей — это тоже проблема, потому что они не могут понимать, какую услугу они получат в этом гостевом доме.

Но даже если решите ехать самостоятельно, не связываясь с гостиницами, скорее всего тоже столкнётесь с посредственным сервисом — дополняет соучредитель сервиса по аренде автокемперов «БериКемпер» Андрей Ширяев:

— И предприниматели, и чиновники в России часто отличаются закостенелым мышлением и крайне неохотно перенимают имеющийся мировой опыт. На юге России большинство кемпингов создаются по старым лекалам. Есть площадка под машину, где-то подключение к электричеству, где-то шланг с водой, закуток из фанеры и листа металла с туалетом. Всё. И это считается нормой. Так что лучшие места на юге — это те, которые не тронула рука человека. При этом изобретать велосипед не надо, в Европе масса кемпингов имеют звёзды, как гостиницы. И предлагают соответствующий сервис. Если региональные власти идут на диалог с бизнесом, то и у нас появляются интересные варианты с достойным сервисом гостиничного уровня. В Карелии есть наглядные примеры. Но это, к сожалению, пока единичные случаи.

Николай Мельник тоже видит проблемы с качеством сервиса, в первую очередь из-за дефицита квалифицированных кадров:

— Очень большая проблема с кадрами. Если вы позвоните хоть в Московскую область, хоть в Сочи, пообщаетесь с ресепшеном отелей даже на 4-5 звёзд, то увидите очень много огрехов. Это касается не только общения с ресепшеном, но и уборки номеров, предоставления услуг, подачи еды и т. д. У нас, к сожалению, сегмент обучения туризму и гостиничному делу не настолько хорошо работает, и государство уделяет этому мало внимания. Если бы государство проводило маркетинговую кампанию, что хорошо работать в сфере туризма, это прибыльно, это статусно, — тогда, может быть, у нас что-то изменилось бы. А пока мы выпускаем достаточно низкого уровня персонал, который работает в туризме, который не хочет работать вообще, а хочет только получать деньги.

Канализация — недоступная роскошь

Отдых в России — это удел людей не только с крепкой психикой и философским взглядом на жизнь, но и крепких желудком. Конец лета на Чёрном море и кишечные заболевания давно стали синонимами. Количество людей, жалующихся на ротавирус, меньше не становится. Причина прежняя: во многих городах России очистные сооружения до сих пор остаются экзотикой. По данным Счётной Палаты, 88% сточных вод, подлежащих очистке, сбрасываются в водоёмы неочищенными до нужной степени, а 95% сельских поселений в принципе не имеют очистных сооружений. В том же Крыму очистные сооружения работают как положено только на участке от Ялты до Фороса, где строились статусные санатории. Власти Крыма обещают новые очистные сооружения в Красноперекопске, Евпатории и Первомайске. Но когда работы будут завершены — сказать сложно. Например, работы по возведению очистных сооружений «Южные» в Севастополе задерживаются на несколько лет — теперь их планируют достроить к 2025 году.

Про участившиеся случи заболевания ротавирусом говорят мэр Сочи Алексей Копайгородский и Роспотребнадзор. Но многие уже привыкли и относятся к инфекции как к неотъемлемой части отдыха, не надеясь на то, что государство решит эту проблему, — отмечает Алексей Мусакин:

— Каждый сезон заканчивается на юге — всегда говорят о ротавирусе. Ни разу не было ни одного сезона, когда бы не было выявлено определенного количества случаев ротавируса. Это грязный пляж, грязная вода. В принципе, глобально бороться с этим бесполезно. Постепенно это уйдет, как и чума ушла.

Поддержка есть, да не та

Проблем хватает, но государство в последнее время активизировалось в плане оказания поддержки предприятиям туристической отрасли, — рассказывает член рабочей группы по развитию автотуризма в РФ при Ростуризме, совладелец и генеральный директор GRT Consulting Тимур Исляев:

— Запущены новые меры господдержки туризма и стимулирования спроса, например туристический кешбэк с компенсацией 20% от стоимости путевки в программе которого приняли участие более 4,3 млн человек за 2 года и общей суммой выплаченного кешбэка в размере 15,6 млрд рублей. До конца 2022 года будут запущены 30 национальных туристических маршрутов по единым стандартам. Востребована грантовая программа для МСП в туризме. Планируется создание нового номерного фонда (совокупно 2500 новых номеров), в том числе быстровозводимых модульных отелей. В 2021 году уже отобрано и реализуется по программе льготных кредитов для инвесторов на реконструкцию или создание отелей 38 проектов с совокупным объемом инвестиций более 200 млрд рублей. В целом до 2030 года государство планирует направить 566,1 млрд рублей из федерального бюджета и 72 млрд рублей из региональных бюджетов на национальный проект.

Вот только оказывать поддержку и получить необходимый результат — это не одно и то же. Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников, подводя итоги заседания Госсовета по развитию туризма в России, указывал на крайне низкую рентабельность туристического бизнеса:

— Низкая рентабельность в туротрасли (по данным ФНС России, 5,9% или 55% от средней по экономике), а также высокая фискальная нагрузка (9 место из 21 по уровню фискальной нагрузки и 3 место по уровню нагрузки по страховым взносам) не позволяют нам успешно конкурировать со странами-лидерами в сфере туризма. Ну не можем мы по показателю «цена/качество» на равных бороться за туриста с Турцией. Не созданы условия для развития такой конкурентоспособности. Если мы хотим, чтобы у нас было не хуже, чем в Турции, значит, надо создавать условия для бизнеса, готового инвестировать в развитие туристической инфраструктуры в России. По данным нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», до 2030 г. предполагается привлечь в отрасль более 2 трлн. рублей частных инвестиций. Но насколько это реально? Это возможно только при условии повышении рентабельности туристической инфраструктуры до 20% годовых. Вот тогда туротрасль сможет привлекать длинные кредитные деньги и частный капитал. Что для этого необходимо? Пересмотреть фискальную нагрузку на отрасль, подготовить площадки застройки по всей стране с подключением к инженерной инфраструктуре, убрать админбарьеры. Ровно так действовали в ОАЭ, Сингапуре, Турции. И получили взрывной рост инвестиций в туротрасль, создавших современные курорты для миллионов туристов со всего мира.

Пока же, как отмечают эксперты, меры господдержки зачастую не до конца продуманы и не системны. Алексей Мусакин обращает внимание на конкретные случаи перекосов, которые сводят поддержку на нет. НДС обнулили только для гостиниц, и крупные туроператоры теперь не могут предъявить к вычету свой НДС, туры в итоге не дешевеют:

— У нас НДС на 5 лет обнулили для гостиниц, пока только на проживание и включенную стоимость номера, остальные услуги НДС облагаются (это к большим гостиницам относится). Но у нас есть крупные туроператоры, которые формируют рынок. И они от НДС не освобождены. Соответственно, теперь этот НДС полностью ложится на них. А поскольку они формируют весь рынок, то это тоже не очень хорошо.

А гендиректор российского сервиса бронирования отелей и квартир TVIL.RU Алексей Черепахин обращает внимание на недостаток предпринимательской грамотности отечественных отельеров, которые не всегда умеют правильно работать с финансами:

— Финансовое образование предпринимателей очень слабое. Многие выбирают систему УСН 6% и платят со всего оборота, вместо 15% с разницы дохода и расхода, что часто оказывалось бы намного выгоднее и защищало от перепадов в загрузке отелей. Предприниматели ленятся собирать документы и доказывать расходы, выбирая более простую 6% систему.

С кэшбеком тоже не всё гладко. Член президиума российского Альянса туристических агентства Алексан Мкртчян указывает на то, что весенняя программа кэшбека захватила июнь, когда спрос и так высок, а отельеры, зная о стремлении людей купить тур именно с кэшбеком, на время действия госпрограммы повышают цены на 20%. Субсидии с лихвой перекрываются ростом цен, и ни Ростуризм, ни ФАС ничего сделать не могут.

Алексей Мусакин считает, что эффективной для отрасли будет совсем другая поддержка:

— Гостиничный бизнес, да и весь турбизнес, персоналоемкий. В этом отличие от инновационных предприятий, потому что невозможно официантов и горничных заменить на роботов. В структуре затрат до 60% — это фонд оплаты труда, но с налогами и выплатами в страховые фонды. Если мы выплаты в фонды с более чем 30% понизим хотя бы до 15%, то эти 60% уже превратятся в 50%. Что существенно лучше. У нас доходность отелей за последние 20 лет упала в разы. Когда я начинал гостиничный бизнес в 2000-х годах, у меня операционная доходность была не ниже 38–39%. Сейчас она у многих гостиниц, особенно городских, иногда падает до 12–15%.

Путешествовать по России, конечно, можно, только стоит заранее смириться с тем, что недорогое путешествие пройдет в спартанских условиях. А хотите немного комфорта — платите как за Турцию и даже больше. Только не ждите гарантий хорошего сервиса: многие в туротрасли все щее работают по принципу «жрите, что дают» — советский человек ко всему привык. Но помимо туристической ментальности эксперты видят массу объективных проблем, исправить которые под силу властям, начав хотя бы с аудита мер поддержки.