В минувшее воскресенье в Швеции прошли всеобщие парламентские выборы, которые считаются самыми важными за последние десятилетия. По последним сообщениям пока лидирует правый оппозиционный блок Швеции. После подсчета голосов, который первоначально был в пользу действующего левоцентристского правительства, оппозиционные партии получили 176 из 349 мест в парламенте. Партии, поддерживающие действующего премьер-министра, получили 173 места. Небольшой разрыв между двумя сторонами означает, что бюллетени из-за рубежа могут решить исход выборов, поэтому окончательный результат будет известен в среду.
Однако уже сейчас ясно, что страну ждут большие перемены. Дело в том, что в Швеции, которая традиционно служила образцом социального государства и являлась бастионом либеральных практик в отношении гендерного равенства, прав меньшинств и миграционной политики, невиданно большую поддержку приобрела партия, не укладывающаяся в рамки консенсусной политики. Это праворадикальная антимигрантская партия «Шведские демократы», которая сформировалась на основе объединения неонацистских групп, активных в 1980-90-х годах, и до последнего времени подвергалась остракизму со стороны мейнстримных партий. «Шведские демократы» впервые были избраны в парламент в 2010 г., а сейчас, судя по усредненным опросам, имеют поддержку 20% избирателей, уступая лишь правящей Социал-демократической рабочей партии (СДРПШ). На третьем месте с 18% в опросах идет правоцентристская Умеренная коалиционная партия – основная партия оппозиционного правого блока.
Политолог Александр Ивахник объясняет, в чем заключается избирательная платформа «Шведских демократов». Это наведение жесткого правопорядка в стране, где в последние годы заметно усилилась организованная преступность, нередко связанная с мигрантской средой. Партия выступает за запрет на въезд новых соискателей убежища, за ужесточение уголовных наказаний, непременную депортацию преступников-мигрантов, запрет на попрошайничество и увеличение свободы рук полиции в неблагополучных пригородах. «Шведские демократы» спекулируют на недавних громких случаях перестрелок и взрывов в публичных местах, в т.ч. в торговых центрах. Эти случаи связаны с разборками между криминальными бандами, которые борются за рынок наркотиков и оружия и часто контролируются этническими кланами. Естественно, это внушает страх обычным гражданам, который целенаправленно раздувается «Шведскими демократами» в социальных сетях и в ютубе. Возглавляющий партию в течение 17 лет Джимми Окессон умеет ярко говорить и привлекать публику. Он крайне активно ведет кампанию, разъезжая по городам страны. В своих выступлениях Окессон рисует мрачную картину страны, разрушаемой преступностью, где банды бродят по сельской местности, врываются в дома, воруют и грабят. Лидер праворадикалов призывает дать его партии шанс «сделать Швецию снова великой».
В случае, если действительно победят правые, к власти в стране придет правый блок, состоящий из Умеренной коалиционной, Христианско-демократической и Либеральной партий.
Особенность ситуации в том, что мейнстримные правые партии на этот раз готовы после выборов вступить в коалиционное соглашение с праворадикалами. В случае победы они выдвинут на пост премьера лидера Умеренной коалиционной партии Ульфа Кристерссона, но Окессон будет оказывать серьезное влияние на курс нового правительства, а в лучшем для него случае даже станет министром. Так что воскресные выборы действительно могут стать рубежными…»