Биткойн вместо доллара: что даст обычным людям легализация крипты

9 сентября 2022, 17:02
Споры о легализации криптовалют в высших эшелонах власти не утихают. Силуанов и Набиуллина на этой почве стали непримиримыми врагами. Но чего ждать простым людям от этой битвы титанов?

Криптовалюты в России будут легализованы – ЦБ пересмотрел своё отношение к крипте с майнингом и отошел от прежнего радикального неприятия. Минфин и ЦБ теперь считают, что использование криптовалют в трансграничных расчётах просто необходимо. Что-то общее Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов в вопросе обращения криптовалют нашли. Но разногласий у них всё же больше. Быть или не быть крипте – разбирались «Новые Известия» вместе с криптоэкспертами.

Крипта - точно не деньги

Мечты о том, что биткоинами можно будет оплачивать хлеб в булочной и услуги ЖКХ, пока так и остаются мечтами. Эльвира Набиуллина согласилась только на легализацию трансграничных расчётов с использованием криптовалют. И то только после того, как премьер Михаил Мишустин в конце августа озвучил соответствующее поручение – деваться некуда. Вместе с этим ЦБ подчёркивает, что ни о легализации криптобирж и криптообменников, ни тем более о признании крипты платёжным средством внутри России речи нет. Набиуллина категорически против подобного распространения денежных суррогатов. Но возникает парадокс: получить криптовалюту при отправке товаров на экспорт можно, но ни потратить внутри страны, ни обменять на рубли её нельзя. Просто мёртвый груз.

Минфин солидарен с ЦБ лишь в том, что криптовалюты не могут быть средством платежа в России. Но законопроект, подготовленный ведомством Силуанова, разрешает многое другое. Например, майнинг, работу криптообменников и криптобирж, использование криптовалют в инвестиционных целях. Это помимо тех самых трансграничных операций, который в законопроекте тоже прописаны. Главное, чтобы все финансовые структуры, работающие с криптой, проводили идентификацию клиентов, вели их учёт, имели немалый капитал и не были компаниями-однодневками, а при необходимости раскрывали информацию о транзакциях правоохранительным органам.

Звучит неплохо, но конкретики всё равно не достаёт. После того, как в мае Минфин внёс некоторые коррективы в законопроект, его рассмотрение никуда особо не продвинулось. Минфин обсуждает регулирование с кем угодно (приняты замечания от Минэкономразвития, МВД, Минцифры, ФНС, Росфинмониторинга и Центра национальных проектов Аналитического центра при правительстве РФ), но только не с самим регулятором – ЦБ. И все из-за непримиримой позиции Набиуллиной. Не самый продуктивный подход. И также нет полной ясности в том, какие криптовалюты могут использоваться для трансграничных расчётов.

Крипторубль против Биткоина

На крипторынке выбор большой. Помимо классических криптовалют вроде Bitcoin и Etherium с их многочисленными клонами, есть ещё так называемые «стейблкоины», которые имеют (по крайней мере должны иметь) обеспечение реальной (фиатной) валютой и стоят почти столько же, сколько и оригинал, есть NFT-контракты, подтверждающие право собственности на тот или иной актив. А ещё ведётся разработка «крипторубля» - наиболее приемлемого по концепции для ЦБ инструмента, ведь это, скорее всего, будет просто новая безналичная форма обычного рубля.

Замминистра финансов Алексей Моисеев считает, что для трансграничных расчётов необходимо использовать самые популярные криптовалюты.

- Это должна быть ликвидная платформа. И пресловутый биткоин, и эфир, или что-то ещё. В нынешней ситуации лучше использовать стейблкоины, они более предсказуемо себя ведут.

Однако эксперты поясняют, что с точки зрения государства классическая крипта вроде «Биткоина» и стейблкоины очень сильно отличаются и рассматриваться наравне не могут. Криптоэнтузиаст и основатель СМИ «TON NFT PLUS» Евгений Юдин считает, что будущее за крипторублём.

- Легализовать будут скорее всего криптовалюты типа stablecoin. Во многих странах разрабатываются стейблкойны привязанные к национальной валюте. Например, с 2017-го года разрабатывается “крипторубль” в России и весной 2022 года проводились пилотные операции внутри страны Цифрового рубля (международные расчеты планируется начать в 2023 году). Фиатные стейблкойны, как USDT вероятно также могут быть каким-то образом легализованы в некоторых странах. Но пока их надежность не 100%, потому что нет на 100% точных данных об 100% обеспечении хотя бы одного стейблкойна реальными фиатными денежными средствами.

Но руководитель направления «Право» Объединённой консалтинговой группы Анастасия Смирнова, наоборот, считает, что только классические «монеты» может быть надёжным инструментом в трансграничных расчётах.

- На наш взгляд, Bitcoin, Ethereum и другие уже имеющиеся на данный момент криптовалюты более всего подходят для данного вида сделок, так как мы ведем дело с иностранными контрагентами. В том случае, если будет создана государственная альтернатива вроде крипторубля, будут большие проблемы с интеграцией его в международный оборот. Ведь крипторубль будет создан при поддержке государства, в связи с чем он будет вероятнее всего и регулироваться Правительством Российской Федерации. Из-за чего существует риск, что криптобиржи, криптокошельки и сами иностранные компании просто откажутся от принятия российской криптовалюты, как и многие компании, которые уходят из российского рынка, а без данного сотрудничества, смысл всей легализации криптовалют пропадает. Что касается стейблкойнов, то хоть они и имеют существенные плюсы, такие как низкая волатильность, большая распространенность среди бирж и другие, у них также есть и существенный минус для российских граждан – это их централизованнность управления, которая допускает возможность блокировки отдельных адресов или транзакций.

А директор по развитию бизнеса MetaVentures Рус Галеев видит предпосылки для появления новой крипты с привязкой к металлам.

- Учитывая выдачу лицензии на выпуск ЦФА платформе Atomyze, в которую инвестировали структуры Владимира Потанина, это может быть прогосударственный стейблкоин, привязанный к драгоценным металлам (золото, серебро). Что касается крипторубля - такой вариант тоже возможен с теми странами, с которыми взаиморасчёт переведён в нацвалюты.

Бессмысленное упорство Набиуллиной

Сегодня, похоже, Эльвира Набиуллина и ЦБ находятся в проигрышной позиции. Дело не только в логическом противоречии между разрешением трансграничных операций и запретом на обмен криптовалют внутри страны. Во-первых, сейчас России обходить санкции помогает Иран. Там майнинг официально разрешён с 2019 года и просто считается промышленным производством. В итоге Иран сейчас производит 4,5% от мирового объёма биткоинов, а в прошлом августе была проведена первая внешнеторговая сделка в крипте: был оплачен контракт на импорт стоимостью $10 млн. Соответствующее законодательство, разрешающее трансграничные платежи в крипте, появилось в исламской республике прошлым летом.

Во-вторых, у майнинга в России есть мощное лобби. Нефтегазовые компании добывют на месторождениях не только углеводороды, но и «монеты». Попутный газ, который зачастую просто сжигается, может обеспечить майнинговые фермы очень дешёвой энергией. А китайские компании (в КНР майнинг запрещён) готовы вкладывать в это дело деньги. К тому же, как отмечает Рус Галеев, за крупнейшими фермами в России стоят совсем непростые люди.

- За легализацию майнинга выступает энергетический сектор, который видит в майнинге возможность монетизации излишков энергии. Учитывая эти два момента, я думаю, что майнинг, всё же, будет легализован как минимум для госкорпораций и компаний с госучастием, потому что де-факто это уже так, а крупнейший майнинг-оператор страны BitRiver связан со структурами Олега Дерипаски.

Хотя партнер и директор по инвестициям международной группы «Lybrion» Василий Кудрин уверен, что фаворитов тут нет: и ЦБ, и Минфин в равной степени очень далеки от криптовалютной реальности.

- Криптовалюты сегодня изначально и так являются трансграничными без необходимости какой-либо страновой легализации для их пользователей. Страновые легализации криптовалют — это не более чем плохая иллюзия, смещенная активность, связанная с непониманием трендов и изменений в экономике и технологиях, и никак не влияющая на развитие мировой криптоиндустрии. Малые и средние экономические субъекты могут их использовать для расчетов и платежей без какого-либо риска для себя. Поэтому не имеет большого значения ни одна, ни другая позиция. Они обе слабы в своей основе, поскольку мнение этих институтов незначительно в решение каких-либо вопросов относительно развития криптоиндустрии, которая является исключительно глобальным, международным явлением, а не внутристрановым.

Обе позиции не отвечают современным требованиям. Что же тогда следует делать?

Василий Кудрин считает, что надо просто дать свободу действий.

- В настоящее время ближе к реальности и полезна для общества позиция, связанная с отказом от какого-либо регулирования этого меганаправления и с рекомендациями экономическим субъектам самостоятельно определять способы расчетов и платежей. Государству нужно предоставить своим гражданам и организациям два-три года абсолютной свободы в этой области, сформировать собственные группы наблюдения за развитием отрасли и интеллектуальные команды для выработки своей будущей роли в этой реальности. Важной также является задача по развитию государственной программы майнинга в поддержку формирования резервов и пулов ликвидности под собственную государственную цифровую валюту.

Поможет ли крипта сберечь накопления?

Но чтобы регулятор поступился собственными принципами и в эпоху тотального контроля дал полную свободу действий, должно произойти нечто экстраординарное. На это уйдёт не один год. А пока может стоит присмотреться к криптовалютам простым россиянам, которые желают сохранить и преумножить свои сбережения? Такая возможность ещё есть – зарубежные криптобиржи и децентрализованные обменники доступны. Но Рус Галеев предупреждает: покупая крипту нужно иметь много терпения и не обольщаться. Успех не гарантирован.

- Полезность криптовалют для широкого круга россиян может быть только разве что в плане сохранения ценности. Однако нужно понимать, что эти вложения будут долгосрочными, и вытащить вложения с прибылью будет возможно в лучшем случае в горизонте 4–5 лет, так как существует высокий риск длительных и глубоких просадок криптовалютного рынка. Для людей, не связанных с криптовалютами, имеет смысл пользоваться консервативной стратегией, в рамках которой криптовалюты могут занимать не более 10–15% от общего объёма инвестиционного портфеля, а сами вложения в крипту направлены только на Биткоин и Эфириум, так как только они демонстрируют завидное постоянство присутствия в Топ-10 монет по капитализации, а децентрализованные алгоритмические стейблкоины вроде DAI от MakerDAO сейчас находятся в зоне повышенного риска, учитывая недавний крах UST от Terra. Тот же USDN от Waves с завидным постоянством теряет привязку к доллару в последнее время. И даже в этом случае никто не даст никаких гарантий сохранения средств, и тем более их приумножения.

Вариантов регулирования криптовалют масса. Но учитывая имеющиеся противоречия в верхних эшелонах власти, появится нормативная база ещё не скоро. Даже на споры о деталях трансграничных операций могут уйти годы. Надежда только на то, что в правительстве хотя бы примут волевое решение скопировать иранскую модель. А пока крипта останется в основном уделом подпольных майнеров и просто людей, которым стоит помнить, что с криптой можно как взлететь вверх, так и всё потерять.

#Финансы #Минфин #Криптовалюта #Аналитика #Кризис #Мария Соколова #Деньги #Криптовалюты #Набиуллина #Крипта #Силуанов #Эльвира Набиуллина #ЦБ РФ
Подпишитесь