Александр Дыбин
В ГД создана группа, которая будет работать над законом о принудительном лицензировании объектов авторского права. Сейчас депутаты собирают обратную связь от представителей рынка кинопроката, книготорговли и IT, которых касается документ. Как рассказал «Новым известиям» один из участников обсуждения, руководитель кинотеатральной сети, прокатчики ждут появление такого института больше всех. Без голливудских блокбастеров выручка радикально упала, а налаженный подпольный показ этих фильмов не приносит больших денег из-за отсутствия рекламы и претензий со стороны министерства культуры.
«Показ того, контента, что есть сейчас не дает выручки, которая позволяла бы нам выживать, - говорит руководитель киносети, - все кинотеатры без исключения сейчас находятся в предбанкротном состоянии. С начала года 30 процентов кинотеатров закрылись или приостановили работу. Проблема в том, что с одной стороны не хватает контента, с другой не все можно показывать и продвигать. Под все крики «давайте запретим Голивуд» выяснилось, что российское кино – это только 20% от проката. Больше фильмов просто нет. Мы не ждем, что будут снимать блокбастеры, нужны разные и качественные фильмы, чтобы каждую неделю было, что показывать. Их снимают, государство выделило 9,5 миллиардов рублей, но процесс займет полтора-два года. К тому моменту половина кинотеатров закроется и российское кино будет просто негде показывать».
«Новые известия» уже рассказывали о том, что многие кинотеатры смогли наладить подпольные показы американских блокбастеров. По сути это пиратство и кинотеатры делают это с опаской. Фильмы не рекламируют, не продвигают. Поэтому народ на них идет не так активно, как раньше. Но есть и другая проблема. За показ этих фильмов кинотеатрам начало предъявлять претензии министерство культуры.
«По обращениям фонда кино на кинотеатры составляются протоколы о прокате фильмов без прокатного удостоверения, - говорит собеседник «Новых известий», - один протокол – это около 100 тысяч рублей. Общий объем штрафов может вылиться в миллионы. На словах сотрудники говорят: «мы вас понимаем, но нарушение на лицо». Снять эту проблему и должно принудительное лицензирование. Тогда мы сможем показывать эти фильмы без опаски, а главное рекламировать, чтобы шел массовый зритель».
По логике законопроекта должна появиться некая государственная организация, которая будет выбирать фильмы, книги или программы, которые требуются рынку и в каждом индивидуальном случае обращаться в суд с требованием принудительно лицензировать этот продукт. При этом на специальном счету будут аккумулироваться авторские отчисления от пользователей: прокатчиков или издателей, которые правообладатели при желании смогут забрать. Рассуждая о том, что в этом случае может достаться владельцам авторских прав, собеседник «Новых известий» полагает, что будут применяться стандартные расценки.
«Обычно доход делился 50 на 50, но сейчас затраты на рекламу будут нести российские компании, значит, эти деньги вычтут из доли голливудских студий, затраты на пиар могут составлять от 30 до 40 процентов от этой суммы», - отметил собеседник.
Кто и по каким критериям будет отбирать фильмы, музыку, книги и программы пока до конца не ясно. По словам представителя индустрии, это будет делать минкульт.
«Думаю, что это будет на усмотрение министерства культуры и организации, которая будет заниматься дистрибьюцией контента, понятно, что будут отбираться фильмы без лгбт и антироссийской пропаганды, это будет развлекательный контент, который устроит министерство культуры».
В распоряжении «Новых известий» оказался отзыв от ассоциации владельцев кинотеатров, которые поддерживаю идею с принудительным лицензированием, но просят максимально простить и ускорить все процедуры.
«Еще в течение двух лет по объективным причинам российское кино не сможет в полной мере заместить ушедший из страны иностранный контент, в связи с чем, ранее самый доступный вид досуга будет для россиян утрачен в связи с катастрофическим уменьшением количества кинотеатров, - говорится в документе. - Валовые сборы за период с марта по июнь этого года сократились на 61,7% по отношению к средним сборам. Ни один бизнес не может существовать при таких выпадающих доходах. По данным нашей ассоциации свыше 40% кинозалов работают в режиме неполного рабочего дня, либо вообще только в пятницу-субботу-воскресенье».
По словам прокатчиков, без наполнения репертуарной сетки кинотеатров фильмами, собирающими большое количество зрителей, к концу года неизбежно массовое закрытие коммерческих кинотеатров.
«Особое беспокойство вызывает скорость получения принудительной лицензии – этот вопрос является критичным, так как премьера релиза в нашей стране должна быть максимально приближена к дате мировой премьеры, - пишут владельцы кинотеатров. – В связи с этим предлагаем вам предусмотреть законодательное установление максимально сжатых процессуальных сроков рассмотрения исков о получении принудительных лицензий, а так же, в случае необходимости, предусмотреть соответствующие изменения в арбитражный процессуальный кодекс РФ».
Кроме того, необходимо решить два вопроса с министерством культуры России: установить максимально сжатые сроки для подготовки заключения о недоступности произведения на территории Российской Федерации, а также быструю выдачу прокатного удостоверения.
Отдельно прокатчики отмечают проблему с работой кинотеатров формата IMAX. Канадский правообладатель отозвал лицензию на оборудование и просто выключил его. Теперь в этом формате нельзя показывать даже российские фильмы. Дорогое оборудование просто превратилось в груду железа.
Как рассказал «Новым известиям» депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия - За правду» Дмитрий Кузнецов, заявление о выдаче принудительной лицензии может подать бывший лицензиат, с которым по санкционным основаниям расторгли договор, либо установленная законом организация, получившая обращение от заинтересованного лица.
«Главная цель – обеспечить народу конституционное право на доступ к культурным ценностям и поддержать нашу экономику. Если коллеги разделят это стремление, законопроект имеет все шансы на оперативное рассмотрение, - сообщил депутат, - кто и по каким критериям будет отбираться контент для принудительного лицензировании - это остается на усмотрение заинтересованных лиц – кинотеатров и онлайн-платформ. Государство никак не регулирует этот вопрос. Что касается сроков такой процедуры, то кинотеатрам нужно исходить из известных им обычаев делового оборота. Они заранее сообщали о новых релизах, и заблаговременно обращались с запросом к правообладателю. Ничто не мешает им делать также и в случае принудительного лицензирования. Если правообладатель прямо или косвенно им откажет, они сразу могут запустить судебный вариант».