Posted 5 сентября 2022,, 09:10

Published 5 сентября 2022,, 09:10

Ученье и труд денег не дадут: ученые утверждают, что доходы зависят от генов

5 сентября 2022, 09:10
Фото: Соцсети
В своих работах последних лет исследователи все убедительнее доказывают, что богатство имеет генетическую предрасположенность.

Экономист Дмитрий Прокофьев задался в своем канале вопросом: зависит ли богатство от генетики предрасположенности своего носителя? В связи с этим он вспомнил знаменитый советский фильм эпохи Перестройки «Курьер» режиссера Карена Шахназарова. Там, главный герой знакомится с дочкой профессора (причем, не «обычного профессора», а демонстративно преуспевающего, «звездного»), и начинает восхищаться ее внешностью. «А это от мамы, у нее тоже ноги длинные», говорит девушка.

Что здесь интересно?

Оказывается, еще в 2004 году психолог Сатоши Канадзава (Лондонская школа экономики), опубликовал статью (Почему красивые люди более умные).

Логика рассуждений Канадзавы была такая:

1. более умные мужчины способны с большей вероятностью достигнуть более высокого статуса;
  2. мужчины более высокого статуса с большей вероятностью будут обладать более красивыми женщинами;
  3. интеллект передается по наследству;
  4. красота передается по наследству.

«Если эти 4 предположения верны, то утверждение о том, что красивые люди более умны, оказывается логически истинным» - резюмирует Прокофьев и идет дальше, приводя и другие доказательства этой теории.

К примеру, в 1976 году вышло ставшее знаменитым исследование «The Determinants of Earnings: Genetics, Family, and Other Environments; A Study of White Male Twins» (англ: «Факторы, определяющие высокие доходы: генетика, семья и другие условия; исследование белых близнецов мужского пола»), в котором Пол Таубман профессор экономики Пенсильванского университета проанализировав данные о «пути к успеху» близнецов показал, что наследуемые факторы влияют на размер доходов на протяжении всей жизни. Дело в тут, по мнению ученых, в интеллектуальных способностях и склонности к образованию, которые наследуются генетически. Больше и лучше учишься – больше зарабатываешь на протяжении всей жизни, чем тем, кому с образованием и талантами генетически не повезло.

Позже, в 2016 году, эти выводы косвенно подтвердили американские биологи, изучившие данные 300 тысяч человек, и обнаружившие 74 участка ДНК, связанные с когнитивными способностями. Это позволило сделать им вывод, что 20% разницы в уровне образования людей объясняется генетикой.

А в исследовании от 2018 года биологи, генетики, экономисты, психологи и социологи изучили данные миллиона американцев и пришли к выводу, что «качество» 10 генов Х-хромосомы, отвечающих за связи между нейронами, объясняет 7–10% различия в когнитивных способностях и 11–13% различия в уровне образования. То есть гены побеждают.

Правда американские экономисты Хенрик Кронквист и Стефан Сигел по результатам своего исследования утверждали, что генетические отличия объясняют до 45% разницы в поведении инвесторов. И дело не в том, что «правильная генетика», позволяет находить возможности каких-то сверхприбыльных инвестиций, а в том, что «генетика» позволяет избегать инвестиционных ошибок.

Огорчительные выводы, что и говорить. Мало того, что от стараний человека никакого толка, если ему не повезло с родителями, так еще и поддержка бедных с помощью разных программ и мотиваций оказывается вроде бы как совершенно бессмысленной, если ты не родился умным.

Однако норвежский экономист Андреас Фагеренг в своем исследовании «Почему у богатых родителей богатые дети?» утешает несчастных. Оказывается, что корейские дети, усыновленные и воспитанные в норвежских семьях оказались вполне себе успешными, и размер их успеха зависел от моральных и материальных усилий их приемных родителей. То есть, гены отступили перед трудом.

Однако, экономист Дэниел Барт и его соавторы по самому свежему исследованию от 2022 года, изучив генетический материал 18 тысяч человек, сопоставили его с данными об их карьере и доходах. Вывод неутешительный: даже если два человека с разными врожденными способностями к обучению получают одинаковое образование, доходы в течение жизни больше у того, у кого «образовательные гены» лучше.