Александр Сычев
Судя по официальному заявлению ВМС США, инцидент произошел ближе к полуночи 29 августа. Корабли 5-го флота, по словам представителя командования, проходили через международные воды. Это было подчеркнуто особо, а значит, скорее всего, не соответствовало действительности. В этот момент они заметили корабль поддержки Военно-морских сил Корпуса стражей исламской революции Shahid Baziar. Он буксировал американский беспилотный надводный корабль Saildrone Explorer.
Патрульный корабль ВМС США Thunderbolt пошел на сближение с иранским кораблем, а в воздух поднялся вертолет MH-60S Sea Hawk. Инцидент продолжался четыре часа – шли словесные препирательства по радио. Видимо, иранцы говорили о нарушении дроном границы территориальных вод, американцы давили на психику. В конце концов, стражи исламской революции отцепили дрон и оставили его американцам.
На море происходит множество всяческих инцидентов, но подобный, хоть и не первый в истории, весьма значимый.
Тема беспилотных аппаратов – мэйнстрим современной военной мысли. Им придается огромное значение во всех странах, обладающих достаточным технологическим уровнем для их создания и развития. Буквально все рода войск мечтают обзавестись ими и переложить на их механические «плечи» наиболее опасные боевые задачи: разведку, прорыв обороны противника, подавление его опорных пунктов, глубокий рейд в тыл и многое другое.
Пентагон оказался особенно воодушевлен открывающимися перспективами и не жалеет средств на создание самых разных беспилотных систем. Флотское командование вынашивает собственные планы. В начале нынешнего года командование ВМС США заявило о намерении к 2045 году иметь в своем составе флотилию из 150 беспилотных кораблей, а к лету 2023 года собрать под своим началом многонациональный флот из ста надводных беспилотников.
Американское морское командование также вынашивает планы с помощью подводных, надводных и воздушных дронов получать огромное количество информации, чтобы сформировать, как они называют, «цифровой океан» - информационную систему, которая все видит, слышит и чувствует в Мировом океане и дает рекомендации.
Но после инцидента с попыткой угона морского беспилотного аппарата Saildrone Explorer встал вопрос – насколько сами дроны могут себя чувствовать в безопасности. Прецеденты с угоном воздушных беспилотников были. Именно так Иран смог ускорить процесс создания собственных воздушных дронов.
В 2016 году экипаж китайского спасательного судна выловил из воды один из двух американских беспилотных подводных глайдеров малой плавучести, которые занимались обследованием района. Американское разведывательное судно Bowditch, находившееся неподалеку, только наблюдало за изъятием глайдера. Потом, видимо, были предприняты дипломатические шаги, и китайцы аппарат вернули.
Между тем аппарат Saildrone Explorer, безусловно, очень любопытный агрегат. Длина его корпуса составляет семь метров. Над ним возвышается пятиметровый парус, похожий на самолетное крыло. Осадка аппарата – два метра, что позволяет ему работать на мелководье в береговой полосе. Дрон автономно перемещается по большим акваториям, руководствуясь точками, внесенными в его программу. Но через спутники за ним постоянно должен следить оператор. Максимальная скорость парусника достигает примерно шести километров в час. И он может находиться в плавании круглый год.
Все системы Saildrone работают на электроэнергии, которую обеспечивают солнечные батареи. Днем они также заряжают аккумуляторы. А оборудования на дроне много. На его борту установлены: набор камер, которые обеспечивают круговое визуальное наблюдение высокого разрешения с функцией обнаружения целей, ультразвуковой анемометр для измерения скорости и направления ветра, двойной инерциальный измерительный блок с поддержкой глобальной системы позиционирования (GPS), набор датчиков. Среди них акустический доплеровский профилограф, мелководный и глубоководный эхолоты и многое другое. Всем оборудованием и самим дроном управляет процессор с запатентованным алгоритмом машинного обучения, то есть почти искусственный интеллект.
Дрон интересный, да и идея широкого применения беспилотников в войсках выглядит очень перспективной, что доказывает их использование в ходе специальной военной операции в Украине. Но всем ожиданиям военных они ответить не смогут. Иметь дроны, чтобы отряжать на их охрану дополнительные военные силы – тупиковое решение. Видимо, придется либо согласиться на похищения, либо каждый беспилотник вооружать, чтобы хоть мог огрызнуться.