Posted 1 сентября 2022, 08:10
Published 1 сентября 2022, 08:10
Modified 4 декабря, 12:46
Updated 4 декабря, 12:46
Иван Зубов
Два дня назад «Новые Известия» уже писали о беспокойстве родителей о намерении Минпросвещения «усилить» пропагандистскую работу в российских школах. Семейный психолог Людмила Петрановская, впрочем, как могла успокоила их, пояснив, что вряд ли чиновники смогут добиться каких-либо результатов на этом поприще. Однако, беспокойство не утихает, потому что дело зашло уже слишком далеко.
Как сообщили многие российские СМИ и социальные сети, по решению Министерства просвещения РФ во всех школах страны каждый понедельник будет начинаться с внеклассного занятия на «патриотические» темы. Так называемые «Разговоры о важном» чиновники обязали проводить еженедельно по понедельникам во всех российских школах для всех учеников с 1 по 11 классы. Они начнутся уже с 5 сентября. С учениками первых и вторых классов, к примеру, будут проводить «беседы о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ». Ученикам третьих и четвертых классов расскажут, что любить Родину значит в том числе «исполнять воинские обязанности, быть на военной службе». В сценарии к занятию для 5-7 классов прописан разговор о событиях в Украине.
«Из методических материалов следует: третьеклассников учителя должны подводить к мысли о том, что „счастье Родины дороже жизни“ и за Родину „не страшно умирать“, пятиклассников — убеждать, что „военная помощь коллективного Запада увеличивает число жертв спецоперации“ российских вооруженных сил на территории Украины, а старшеклассникам — приводить в пример героя, заманившего националистов на минные поля. — пишет „Коммерсантъ“.
В связи с этим движение «Мягкая сила» совместно с Альянсом учителей подготовили Заявление о несогласии с новой образовательной политикой.
«Мы призываем родителей не отпускать детей на уроки пропаганды по понедельникам!» — говорится в этом заявлении.
«Мы уверены, что настоящий патриотизм не воспитывается в атмосфере ненависти, страха и обязаловки. Патриотизм можно привить только своим примером: занимаясь благотворительностью, оберегая природу, изучая и сохраняя историческое наследие. И делать это должны родители, а школа должна помогать, а не мешать. Это, прежде всего, дело родителей, а не чиновников.
Многие директора из страха перед начальством обманывают родителей, заявляя об обязательности пропагандистских уроков. Однако мы заявляем: вы не обязаны отпускать своиx детей на эти занятия».
Активисты предлагают учителям:
— отказываться от проведения таких уроков, отстаивать свободу выбора образовательной программы, писать обращения в Министерство просвещения;
— если не можете отказаться совсем, проводите этот урок с действительной пользой для детей, учите иx думать, предлагайте дискуссии без назидания и наставления. Между патриотизмом и агрессивным милитаризмом — огромная разница, научите их видеть это различие.
Активисты рекомендуют родителям:
— бойкотировать «Разговоры о важном», которые будут проходить первым уроком в понедельник. Если вы можете, приводите ребёнка ко второму уроку;
— объединиться с другими родителями, найти единомышленников, с которыми можно написать коллективное обращение директору школы о нежелании посещать внеклассные пропагандистские занятия, собрать подписи, пусть сомневающиеся присоединятся к самым активным;
— отправить индивидуальное или коллективное обращение в Министерство просвещения с требованием перенести классный час «Разговоры о важном» с первого в понедельник на последний в пятницу, чтобы была свободная возможность этот урок не посещать, как и предполагает система внеклассной деятельности.
Но и это еще не все. Как сообщает издание «Верстка», учить «деятельностному патриотизму» через «Разговоры о важном» будут и детей с интеллектуальными нарушениями. Патриотические «Разговоры о важном» будут проводиться для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с расстройством аутистического спектра.
Методические рекомендации о проведении в школах цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» для детей с нарушениями здоровья, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра (РАС), опубликованы 31 августа.
Родители детей с аутизмом скептически отнеслись к идее этих занятий.
Член координационного совета Ассоциации «Спектр», которая помогает людям с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями психологического развития Светлана Гладкова поясняет:
«Разговоры с моим сыном о патриотизме и любви к Родине будут в большой степени бессмысленны. Это пустая трата времени детей, которое могло бы пойти на то, чтобы поучить их самостоятельно резать салат. А еще это пустая трата сил педагогов.
У нас в классе пока ничего об этом не знают и, насколько я знаю нашу школу, делать ничего неадекватного не будут. Наши педагоги отлично знают, на что способны наши дети и на что стоит тратить время — свое и детей.
У нас ведь по-настоящему инклюзивное образование, чем мы не устаем хвастаться. И, знаете, все дети нашей школы, рядом с которыми учатся дети с особенностями психического развития, отлично знают, как важно помогать тем, кто в этом нуждается, и не бросать своих в беде. Они учатся этому не во время разговоров о важном, а на каждом уроке и на каждой перемене, когда видят, что другой человек может от тебя отличаться, но при этом с ним можно общаться, можно дружить, можно помогать ему.
Мой сын различает цвета и формы, знает предметы одежды, героев мультфильмов и некоторых книг, а также кучу песен наизусть и вообще много всего, что может понять, потрогать, посмотреть. Он не знает, что он русский (и я даже не буду пытаться объяснить, что он на одну восьмую еврей), что есть какие-то другие люди, не русские, а его любимая подружка Анюта приезжает каждое лето погостить к бабушке из какой-то там Америки. И что это за Америка такая, он тоже не знает. И примерно каждый выходной день все лето он собирался в гости к Анюте, а я рассказывала ему, что в этом году не летают самолеты, поэтому Анюта не смогла приехать. У нас вот такие разговоры о важном.»
Светлане вторит Галина из Новосибирска, мама 12-летнего сына с аутизмом:
«Ребёнок с РАС, нуждается в других „разговорах о важном“, например, как расплатиться в магазине и как не попасть под машину. И откуда взять дополнительные часы на эти занятия, если зачастую детям с РАС нужно вдвое больше времени, чтобы усвоить урок математики?»
«У нас в стране не всё гладко с инклюзией — хоть в образовании, хоть вообще в обществе. Найти для ребёнка с ОВЗ кружок, где его научат плавать, кататься на велосипеде, рисовать или играть на пианино — всегда немножечко подвиг и родителя, и педагога, — говорит Гладкова. — Даже базовое конституционное право на образование — и то требует массы усилий от родителей».
Общественный деятель Алена Попова тоже крайне скептически отнеслась к затее чиновников:
«Дети, пришедшие учиться и получать знания, на входе в школу уже завтра торжественно исполнят гимн и поднимут флаг. Между уроками математики и чтения первоклашкам вставят уроки новой истории…
Ну и, конечно, уроки «Разговоры о важном». Только не подумайте, что тут про безопасность, просвещение, на худой конец финансовую грамотность. Что вы! Тут детям объяснят, как правильно родину любить. Если серьезно, едва ли можно придумать что-то более эффективное для того, чтобы вызвать негатив, чем принудиловка.
Просто представьте, каждый день (вместо подготовки к уроку и болтовни с друзьями) вы в снег и в дождь, в жару и в холод заспанно пытаетесь пропеть гимн. При этом требуется петь наиболее патриотично: буквально с огнём внутри. Помнится, нас так в детском садике заставляли стихи на табуретке под портретом Ленина читать. Одевали нас в садике при этом в косынки и кокошники. Это все, что надо знать про натужный патриотизм. При этом мы с одноклассниками, когда сняли требование формы в школе, первые надели костюмы с рынка а-ля Адидас. Ибо принудиловка нас достала просто по самое не хочу.
Никто из воспитателей моего детского садика мне так и не объяснил, почему я должна обожать власть за пустые полки в магазинах или за то, что за молоком и сметаной мы с мамой выстаивали колоссальные очереди с раннего утра. Единственное, что грело мой патриотизм в школе — это не стихи Ленину и звёздочка октябрёнка, а канцерогенные пирожки с повидлом и пломбир. Все. А ещё конфеты «Птичье молоко», которые были на вес золота и появлялись один раз в год. Успешно прятались от меня моими родителями, тут же мной находились и полностью поедались за 5 минут.
Вы знаете, все это такой мрак, но я верю в детей. Они часто сообразительны и видят мир совсем другими глазами, чем мы. Так что все эти политминутки — скорее для учителей, которым сидеть в избирательных комиссиях еще в 2024 году. А детям пропаганда как с гуся вода. Не отчаивайтесь и не бойтесь отправлять детей в школы. Говорите с ними дома, говорите спокойно и честно. Они поймут…»